Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Соревнования по туризму для школьников. Организация и проведение туристических соревнований, туристских слётов Организация подготовка и проведение туристского слета

    Соревнования по туризму для школьников. Организация и проведение туристических соревнований, туристских слётов Организация подготовка и проведение туристского слета

    Туристские соревнования школьников

    Туристские соревнования, как правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги работы за определённый период.
    Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
    Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
    подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов.Судейская коллегия также комплектуется зарание. Члены штаба решают,какие виды соревнований можно организовать своими силами,а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов.Какправило,к судейству широко привлекаются старшеклассники,имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.

    Положение о соревнованиях необходимо разработать как можно раньше,ознакомив с ним не только учителей,но и ребят.В Положении подробно освещаются условия проведения каждого вида соревнований:действия команд и участников, система штрафов, подведение итогов. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Главные судьи по видам составляют списки необходимого снаряжения и оборудования и сдают их главному судье. Тот сводит их воедино, после чего решается вопрос, где достать недостающие снаряжение. Часть снаряжения-колышки и тенты для палаток, простейшие костровые приспособления и др.-может быть изготовленно самими ребятами в школьных мастерских в зависимости от сложившихся традицмй, наличие снаряжения комплектуется состав участников. Как правило, это команды классов, причём рекомендуется ограничить минимальное количество участников в команде. В зависимости от количества классы соревнуются между собой по паралеллям или объединяются в группы. Ненадо готовить для каждой группы отдельные трассы, можно пропускать их по одной и той же дистанции, исключая некоторые этапы и подводя результаты внутри каждой группы. Лучше всего проводить состязания в два этапа. Цель первого этапа-подготовить ребят к итоговым соревнованиям. Проходит он с 1 сентября по 1 мая. За этот период команды классов должно совершить туристский поход с обязательной здачей разработанного маршрута и выпуска стенной газеты по результатам похода. Результат команды складывается из количества очков, полученных за разработанный паспорт маршрута, выпущенную стенгазету и совершение самого похода. Для повышения массовости можно за каждого участника похода начислить классу 1 балл, а для превличения родительского актива 3 балла за каждого родителя, принявшего участие в походе. За 2-дневный поход с ночлегом количество баллов удваивается. В положении можно оговорить и такое условие: в судейскую коллегию представляется результаты двух походов, но к зачёту принимается один лучший.

    Итогом этого вида соревнований может стать хорошая картотека маршрутов, включающую техническое описание, схему, варианты подъезда, рекомендации по прохождению. В программу первого этапа можно включить ряд групповых консультаций по различным элементам(установка палатки, разжигание костра с пережиганием нитки, передвижение по азимуту, оказание первой медицинской помощи, топографическая подготовка, укладка рюкзака, после которых провести мини-соревнования.

    Занятия организуются следующим образом.

    В один из дней для представителей всех команд (по 4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки: показывается последовательность, обращается внимание на ошибки, предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания: подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе. После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте. Таким образом можно отрабатывать многие элементы, необходимые в туристическом походе. В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них.

    На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе, а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту: сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).

    Очень важно, чтобы в школе был вывешен сводный протокол результаов первого этапа соревновании, в которой бы заносились результаты каждого вида.

    В программу в т о р о г о э т а п а с о р е в н о в а н и й можно включить контрольный комбинированный маршрут, ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий)и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях:ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая, технический несложная и динамичная; туристсткий навыки проверяются во время этих трех видов состязаний.

    Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

    На маршруте команда преодалевает различные препятствия, самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа, они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов. На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

    Предлагаем включать в ККМ следующие этапы:

    Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).Ответ капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников (по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников(по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

    Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.

    Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов). Список травм зараенее огаваривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.

    Транспортировка «пострадавшего» (максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки.

    Определение расстояния по карте (максимальная оценка – 3 балла) . Команда использует имеющийся инструмент (линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.

    Определение азимута на три ориентира (масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры. При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.

    Бивак (максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатки и вскипятить воду.

    Маркированный маршрут. Команда двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.

    Обазначенный маршрут. Команда движится по обозначеному на карте маршруту, проходя через КП, устовленные на местности, но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.

    Открытый маршрут.

    Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько километров, проходя в взадонном порядке через КП. Оценка-как обзначенном маршруте.

    Ориентирование по «легенде»

    (описание маршрута) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние, проходя черезКП в том случае, если она идет правильно.За посещение каждого КП -3 балла, премия за НВ при посещении всех КП -10баллов

    Азимутальный ход . Получив исходные данные (азимут и длину хода –до одного км) ,команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки.При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов, до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до10%) -10баллов.

    Определение расстояния до не доступного предмета. Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета. При ошибке до 5 % -6 баллов, до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.

    В завсимости от уровня подготовки команд в ККМ можно включать и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и т.д.

    Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку, в которой ребята делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходятся при помощи любой имеющейся карты, однако лучше ипользовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию.

    Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.

    Примерные этапы туристкой полосы препятствий:

    Снятие палатки (старт). Учавствуют не менее 2 человек. Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.

    Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.

    Транспортировка « пострадавшего» . Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.

    Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.

    Завал. Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.

    Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду. При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.

    Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой предварительный результат-не только чистое беговое время, но и штрафы на этапах. Для этого следом за командой через все этапы проходит один из судей (им может быть и школьник). Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает её главному секретарю. Информация оперативно обрабатывается и сообщается команде в виде предварительного результата. Это снимает много спорных вопросов, возникающих к концу соревнований.

    Для предотвращения конфликтных ситуаций перед началом соревнований необходимо провести капитанов по дистанции, объясняя на каждом этапе (в присутствии судьи) порядок его прохождения, систему штрафов. Это поможет избежать различного толкования действий, а следовательно, и протестов.

    Если позволяет местность, есть достаточное количество судей и снаряжения, можно сделать две нитки. что значительно сократит время прохождения туристской полосы препятствий и сделает её более динамичной.

    В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору. На стартеучастники получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.

    Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.

    Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.

    Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.

    Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.

    Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций.Все КП имеют одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабоподготовленный участник движеться к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установленны гуще.Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить.Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.

    Соревнования по ориентированию проводяться со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования.Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром.Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки.Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х киломметров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП,и т.д.

    Соревнования по ориентированию проводяться как лично-командные.Новичков лучше выпускать по 2 человека вместе, но с одной ккарты.Это придаст ребятам уверенность и обеспечит соревнованиям большую безопасность.

    Проверка туристских навыков. Это наиболее сложный для судейства вид соревнований, так как невозможно разработать четкие критерии по всему комплексу вопросов, из которых складывается быт туристской группы.Здесь многое значит личный опыт судьи, выступающего в роли эксперта, его туристский и педагогический стаж.

    Туристские навыки судят трое судей, каждый из которых работает самостоятельно, а оценка выводиться средняя.Судейство осуществляется в течении всего хода соревнований и складывается из следующих показателей: выход группы на маршрут, прибытие на место соревнований, оснащение снаряжением, состояние лагеря и кухни, хранение продуктов, оказание первой доврачебной помощи.При выходе группы на маршрут судьи оценивают её внешний вид, правильность укладки рюкзаков, состав походной аптечки, т.е. те элементы, которые ходят в предстартовую проверку на ККМ.При оценки оснащенности группы снаряжением проверяется наличие металлических колышков, стоек для палаток,костровых приспособлений,правильность подбора посуды для приготовления пищи.

    Судейская коллегия делает 2-3 обходы всех биваков, оценивает чистоту и порядок, соблюдение группой и отдельными участниками распорядка дня, дисциплинированность, проверяется состояние кухни, групповой и личной посуды, гигиену и ее хранение,наличие дров. Особое внимание уделяется вопросам хранение продуктов, их учета и выдачи, а также оказание первой медицинской помощи.

    Результаты соревнований по туристским навыкам, как правило, подводятся последними и существенно влияют на распределение мест в итоговом протоколе. Во избежание протестов со стороны команд каждый судья при обходе должен довести до группы свои замечания и оценку.За основу рекомендуем взять 5-балльную систему оценки каждой позиции как наиболее понятную для ребят.Итоги проверки туристских навыков должны вывешиватся для ознакомления в течении одного часа после обхода.

    Помимо соревновательной части в программу туристских соревнований входят и различные конкурсы: эмблемы, художественный самодеятельности, поваров, боевых листков, газет и др.Отношение к участию в этих конкурсах будет намного ответственнее, если результат конкурсной программы войдёт как 1 из видов в итоговый протокол соревнований.Так, например, при проведении 5 видов конкурсов командый результат можно определять по сумме мест- очков, полученных за участие в трёх конкурсах.

    Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельнность и творчество самих ребят.Так, например, при проведении конкурсов боевых листков можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место для работы ребячьей редколлегии. Конкурс художественной самодеятельнности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления.Хорошо, если в состав жюри, оценивающего конкурсы, войдут представители от ребят и им будет дана возможность участвовать в подведении итогов.

    Важными элементами туристских соревнований являются процедуры их открытия и закрытия, награждения участников.Необходимо, чтобы был разработан сценарий открытия, назначен командующий парадом, подготовлен флагшток, решены вопросы музыкального сопровождения, хотя бы с использованием портативного магнитофона.На открытие можно пригласить почетных гостей, ветеранов войны и труда из числа родительского актива; представить главную судейскую коллегию, судей по видам, довести до всех участников условия соревнований.

    Один из главных вопросов проведения туристских соревнований – обеспечение безопасности. Он включает проверку пригодности питьевой воды, ликвидацию опасных мест на дистанциях, обеспечение дежурства медицинского работника и сотрудника полиции. Очень важно предусмотреть наличия подъездных путей к месту соревнований, чтобы в случае травмы или болезни участника его можно было немедленно доставить в ближайший пункт медицинской помощи.

    Необходимо заблаговременно решить санитарные вопросы: соорудить временные туалеты, подготовить ямы для мусора, места для мытья посуды и умывания. Особое внимание необходимо уделить вопросам купания ребят: установить постоянное дежурство на водоёме, запретить купаться по одиночке, без сопровождения взрослых.

    Если за несколько дней до соревнований произошло резкое ухудшение погоды, их необходимо перенести или отменить совсем. Однако просто дождливая погода не должна служить препятствием ни для ребят, ни для руководителей. В этом случае можно упростить дистанции, сократить программу, но постараться всё таки провести максимум видов.

    М.Г. Фальковский инструктор по туризму, учитель высшей категории, судья по спорту.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    АВТОЗАВОДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

    УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ

    Реферат на тему:

    «Организация и проведение туристических соревнований,

    туристских слётов»

    Выполнил

    студент группы А14-ЭТКз

    Бугров П.В.

    Проверил преподаватель

    Кононец В.В.

    г. Нижний Новгород-2014

    Виды и формы туризма

    Проведение туристского похода

    Литература

    слет туристический поход

    Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах участники закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий.

    Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

    Виды и формы туризма

    Современный туризм в нашей стране представляют следующие основные виды: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеологический, автомобильный и мотоциклетный. В практике туризма также сочетаются несколько видов туризма в одном походе (например, часть похода учащиеся плывут на байдарках, а часть маршрута проходят на велосипедах). Такой смешанный вид туризма называется комбинированным (велобайдарочный). Из всего многообразия видов туризма наиболее доступны пешеходный и лыжный.

    Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специального снаряжения (горный и спелеологический) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.

    Для обеспечения непрерывности занятий туризмом, зимой переходят на лыжный туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам серьезные требования. В лыжном походе кроме большой физической нагрузки на организм туриста оказывают воздействие низкая температура воздуха, резкая неожиданная смена погоды; усложняют движение различное состояние (характер) снежного покрова, повышенная скорость на спусках и прочее. Кроме того, сами средства передвижения - лыжи - требуют тщательного ухода, ремонта. Особого внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.

    При проведении водного похода чаще всего пользуются разборными байдарками. Их удобно хранить, переносить за плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода.

    Походы могут быть одно-, двух- и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного дня.

    Путешествия - это многодневные походы. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

    Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на пять категорий сложности. Их сложность определяется протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма

    Туристское снаряжение и оборудование

    К снаряжению относятся предметы, которые туристы берут с собой, чтобы создать условия максимальной безопасности при прохождении маршрута, определенного комфорта в походе и возможности успешно выполнить стоящие перед ними задачи.

    Снаряжение должно быть легким и прочным, допускающим возможность его эксплуатации в условиях холода, жары, большой влажности и т. д.

    Снаряжение подразделяется на личное и групповое. Личное используется участником похода и служит для его личных нужд. Групповое снаряжение служит для нужд группы в целом.

    Наиболее удобны для пользования в походе палатки вместимостью до четырех человек. Предпочтение надо отдать рюкзакам, изготовленным из крепкой плотной ткани, имеющим вшивное дно прямоугольной или овальной формы, широкие заплечные ремни, широкие карманы и широкий клапан-крышку. Из спальных мешков особенно удобны мешки с застежкой-молнией, раскладывающиеся, как одеяло. В холодное время года такие мешки можно состыковать молниями и сделать «коллективными» на 2-3 человека, что создает возможность лучшего взаимного обогрева участников похода. Наилучший вариант групповой посуды - комплект из 3-4 ведер с овальным (бомбовидным) дном, вставляемых одно в другое. К кухонным костровым принадлежностям относятся также разливальные ложки (половники), мешалки с длинной ручкой, столовая клеенка, брезентовые рукавицы, крючки, рогульки.

    Туристские ботинки - наиболее удобная в походе обувь. Они должны быть на размер больше и свободно надеваться на два носка: простой и шерстяной.

    Очень важно уметь правильно укладывать вещи в рюкзак: уложить к спине мягкие вещи (спальный мешок, куртку, свитер) так, чтобы они образовали внизу мягкий валик; далее положить вниз к спине тяжелые вещи. Поверх тяжелых вещей уложить все остальное так, чтобы рюкзак вытягивался вверх, а не приобрел форму шара. На самый верх положить вещи, которые могут понадобиться в дороге или на ближайшем привале. Ответственный за снаряжение в походе распределяет все хозяйственные принадлежности и следит за их сохранностью.

    Руки у туриста должны быть свободными, в них могут быть только альпеншток, обычная палка, ледоруб.

    Проведение туристского похода

    Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий - все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.

    Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха - еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.

    Если стоит жаркая погода, следует выходить на маршрут в 6-7 часов утра, а значит, раньше подниматься после сна. В 10-11 часов заканчиваются переходы первой половины дня. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет жара, обычно не раньше 18 часов. Ранние подъемы и выходы на маршрут выгодны и в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже и безопаснее проходить в лавинообразных местах.

    Группа должна всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовится к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силы, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и сбавляют ее, подходя к очередному привалу.

    Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первым идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следит за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычно ремонтный мастер или механик (если поход лыжный, байдарочный, велосипедный и др.). Замыкающий должен следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, чтобы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.

    При движении по маршруту не допускается разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой. Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место в колонне не регламентируется).

    В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга, незасеянные поля, перелески и леса без густого подлеска проходятся насквозь по азимуту. Леса с густым подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается длина дневного перехода.

    При подъемах нога ставится на всю ступню, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должны подниматься туристы. Для большего сцепления с почвой и удобства ходьбы ступня на таких подъемах разворачивается наружу. При долгом, «затяжном» подъеме рекомендуется подниматься «серпантином», поворачиваясь попеременно то правым, то левым боком к склону.

    Во время прохождения лесных зарослей, густого кустарника дистанция в колонне резко сокращается, причем каждый последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветви и т. д. Заболоченные, но проходимые участки преодолеваются по кочкам; реки и другие водные преграды - по мостам и кладям. Если кладь неустойчива, ее закрепляют и переходят по ней с помощью шеста, а также натягивают веревочные перила или используют в качестве перил длинную жердь. При необходимости наводится переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно переходить вброд при обязательной страховке друг друга.

    На лыжных маршрутах порядок движения несколько иной. Участники похода, прокладывая лыжню, непрерывно сменяют друг друга. На спусках дистанция между участниками увеличивается.

    Привалы и ночлеги в туристском походе

    Туристский привал (бивуак) - это стоянка участников похода, место отдых, питания, сна, обработки собранных материалов экскурсий, краеведческой работы, подготовки к дальнейшему пути. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на малые, большие (обеденные или экскурсионные, краеведческие), ночлег и дневку.

    Особое условие для организации привала - выбор безопасного для участников похода места. Для большого привала, ночлега и дневок оно должно отвечать еще и другим требованиям: наличие питьевой воды и топлива в достаточном для приготовления пищи количестве, площадки для разбивки лагеря и разведения костра. На малом привале, место и время которого определяет штурман группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.

    Работа на больших привалах должна быть сразу же четко организована. При остановке на обед один-два человека идут за водой, еще один приступает к разведению костра. Это дежурные по кухне. Остальные отправляются за топливом. И только после того как ведра поставлены на костер и началось приготовление обеда, участники похода, свободные от дежурства, могут заняться своими делами.

    Организация привалов на ночь (ночлег) и на день-два отдыха от движения (дневка) требует значительных затрат времени. Несколько человек занимаются установкой палаток (палаточного лагеря). Дежурный командир назначает ответственных за подготовку ямы для мусора, оборудование места для костра, сооружение скамеек-сидений и т. д. Он же отвечает за подъем, завтрак, обед, ужин, подготовку к ночлегу, отбой; следит за проведением экскурсий, краеведческой работы, участвует в проведении линейки по подведению итогов дня. Устраивать ночлег зимой неподготовленным туристам не рекомендуется.

    Установка палаток требует определенных умений и навыков. Прежде всего надо выбрать чистое и ровное место, безопасное для ночлега. Палатки лучше располагать входом к открытому месту - поляне, озеру и т. д. При сильном ветре палатку располагают входом по ветру. Двускатные палатки располагают полом вниз, и пол равномерно и плотно натягивают на колышки. Затем устанавливают большие колья (стойки) у входа и задней стенки палатки (у концов конька), равномерно и одновременно натягивают оттяжки. Застегнув вход в палатку (потом это сделать сложнее), натягивают поочередно по диагонали боковые оттяжки крышки. Колышки обычно забивают под углом 45є к боковым стенкам палатки. В дождливую погоду на палатку надо натянуть полиэтиленовую пленку или другой непромокаемый материал, а вокруг палатки вырыть неглубокий ров с отводной канавкой для дождевой воды.

    Место для костра на привалах выбирается так, чтобы огонь не портил деревья и кустарники, не служил причиной пожара. Категорически запрещается летом разжигать костры в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом, травой, на вырубках, где ранее были костры, на торфяниках, в лесу на каменистых россыпях.

    Свертывание лагеря происходит организованно и начинается с укладки личных вещей в рюкзаки. Затем убирают палатки. Колья не сжигают, а складывают и оставляют для других групп туристов. Весь мусор сжигают на костре, а несжигаемые вещи (консервные банки и др.) закапывают. Костер разгребают и гасят, заливая водой, забрасывая землей, а сверху кладут ранее снятый дерн.

    Туристские слеты и соревнования

    Туристские слеты и соревнования - действенные средства повышения туристско-краеведческого и спортивного мастерства туристов и пропаганды туризма, привлечения к нему учащихся профтехучилищ.

    Организация туристского слета осуществляется в соответствии с Положение о слете и включенных в него соревнованиях. В Положении обычно указываются цели и задачи слета, место и время его проведения, программа; определяются его участники и порядок выявления и награждения победителей. Руководит слетом штаб, соревнованиями - судейская коллегия, конкурсами - жюри.

    Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности.

    Соревнования по туристкой технике проводятся обычно по двум видам: туристской полосе препятствий и туристской эстафете. Туристская техника может проверяться еще и на специальном контрольно-комбинированном маршруте (ККМ) или контрольно-туристском маршруте (КТМ). В первом виде соревнований команда должна преодолеть все препятствия полным составом своего коллектива (также проводятся ККМ и КТМ), а во втором - каждый член команды преодолевает только свой этап. Длина дистанции соревнований колеблется от 300 до 2000 метров. Полоса препятствий может включать в себя: подъем по крутому склону (по веревке или без нее); спуск с крутого склона; бег по пересеченной местности; преодоление водной преграды (на лотке, плоту, байдарке, по клади, выступающим камням, вброд и т. д.); навесную переправу; переноску пострадавшего; разжигание костра и пережигание нитки (или кипячение воды); установку палатки; бег по кочкам («болото»), различные формы завалов, требующие подлезания, пролезания и перелезания.

    Для становления и развития навыков в ориентировании на местности на туристских слетах организуются соревнования по туристскому и спортивному ориентированию. Эти соревнования проводятся как передвижение по местности с целью отыскания контрольных пунктов и прохождения трассы с помощью компаса и карты.

    В практике используются следующие виды соревнований по спортивному ориентированию: в заданном направлении, по маркированной трассе, по выбору, эстафетное ориентирование. Ознакомление с ориентированием начинается обычно с вида - «по выбору». На старте участникам вручают карты местности с нанесенными на них контрольными пунктами (КП). За каждый КП начисляется определенное количество очков в зависимости от сложности его нахождения. Из множества вариантов маршрута ориентировщик в зависимости от его опыта, мастерства старается выбрать наиболее выгодный, на котором он может набрать большее количество очков за установленное время. В случае опоздания на финиш участник штрафуется определенным количеством очков за каждую просроченную минуту. Дистанция прохождения должна быть рассчитана судейской коллегией так, чтобы протяженность маршрута у новичков не превышала для юношей 6 км, для девушек - 4 км.

    Литература

    Физическая культура: Практ. пособие/Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузырь. М.: Высш. шк., 1989.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основы организации проведения туристического похода: определение его целей, комплектование группы, выбор и разработка маршрута, подготовка снаряжения, правила проведения ночлега, особенности питания в походе. Топография и ориентирование на местности.

      реферат , добавлен 17.03.2010

      Всемирная туристская организация. Особенности развития зарубежных туристических концернов, их интерес к российскому туристскому рынку. Появление и развитие немецкого туристского концерна TUI, его движение в Азию и слияние с британским туроператором.

      курсовая работа , добавлен 19.08.2010

      Организация и проведение похода. Подготовка и проверка снаряжения. Вещи первой необходимости. Организация питания в походе и передвижения туристической группы. Меры безопасности в походе. Обязанности участников похода. Ориентирование на местности.

      реферат , добавлен 30.12.2011

      Особенности подготовки организации и проведения туристских походов со школьниками. Первая помощь при отравлениях угарным газом. Основные признаки и симптомы отравления. Узлы, применяемые в туризме, альпинизме, скалолазании. Виды туристического снаряжения.

      реферат , добавлен 18.10.2013

      Спортивные задачи туристского похода; классификация спортивных маршрутов, категории сложности. Комплектование и подготовка туристской группы к походу: выбор и подготовка снаряжения, продуктов питания, медикаментов, обеспечение безопасности участников.

      реферат , добавлен 04.03.2012

      Понятие и виды туристского предприятия как субъекта хозяйствования. Особенности туристского предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы. Преимущества и недостатки организационно-правовых форм туристических фирм на примере г. Тюмень.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2011

      Значение международного туризма в мировой экономике. Роль конкуренции на рынке туристского спроса. Географическая структура мирового рынка туристических услуг, его динамика, основные показатели. Анализ рейтинга деятельности туристических экспортёров.

      контрольная работа , добавлен 16.04.2017

      Общие сведения о странах Западной Европы. Виды въезда в страны. Характеристика туристских ресурсов. Туристская и транспортная инфраструктура. Средства размещения, организация питания, индустрия развлечений. Характеристика видов туризма, туроператоры.

      контрольная работа , добавлен 17.10.2010

      Изучение понятия туристского продукта. Исследование требований к качеству туристских услуг и условиям обслуживания. Характеристика основных способов подтверждения качества туристических услуг. Анализ задач стандартизации и сертификации в сфере туризма.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2016

      Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    Министерство Образования РФ

    Лицей N 42 ст. Иркутск-пассажирский

    “Описание основных этапов туристических соревнований”

    Выполнил: Мещеряков Юрий

    Проверила: Филлипова И.С.

    г. Иркутск

    Вступление

    Туризм во все времена считался самым демократичным видом спорта. Практически в любой местности есть возможность найти маршрут по своим способностям и подготовке. Но существовал еще и спортивный интерес, выявления лучшей команды и возможность показать свои навыки приобретённые за время летних и зимних походов. Был ещё один фактор который послужил толчком к развитию туристических соревнований, этим фактором была возможность проверки как отдельных членов команды так и команды в целом.

    Теоритическая часть

    В программу соревнований организаторы всегда старались включить самые разнообразные этапы которые выявляли не только физическую и техническую подготовку команды, но еще и умение работать слаженно и точно, без прикасловно подчинясь командам капитана или руководителя команды. Ведь очень часто во время соревнований при прохождении особо трудных этапов очень сложно вспомнить, то что от тебя требуется в данный момент. Всё что училось лишь в теории тут же вылетает из головы и ты остаёшся один на один с препятствием которое нужно преодолеть, в этот момент как нельзя лучше проявляется слаженность команды. Одно не верное слово, даже жест в сторону участника со стороны членов команды и человек теряет уверенность в себе и начинает действовать надеясь на случай. В таких случаях команды должен отдавать один капитан вся остальная команда стоит молча, ведь очень сложно в крике всей команды услышать именно то, что нужно в этот момент, участника нужно постараться всячески подбодрить, дать нужный совет. Поэтому в капитаны команды выбирают не обязательно человека который обладает лучшими физическими данными, а человека который при любой обстановке не теряет присутствие духа, соблюдая полное хладнокровие (хотя иногда это бывает очень трудно) и трезвость мысли. Иногда когда трасса идёт по маркировке (обычно цветные тряпочки повешанные на деревья указывающие направление движения) очень хочется срезать, обогнать соперников, придти первыми на финиш, но этого категорически нельзя делать, потому что при срезании очень легко потерять маркировку. Но если всётаки маркировка была потеряна команде следует остановится, и оставаясь на одном месте отправить одного- двух человек на поиски маркировки непрерывно указывая место расположения команды криками. Задача капитана правильно распределить силы при прохождении этапов и всей дистанции в целом

    Описание этапов

    Описывая этапы я не могу не заметить, что этапы не являются стандартными и выбираются организаторами соревнований в зависимости от вида местности, продолжительности и наличия судейского снаряжения.

    Навесная переправа

    На этапе навесная переправа участникам предоставляется:

    1. верёвка натянутая между двумя деревьями или иными крепежами

    2. карабины из расчёта по одному на каждого участника и три карабина на страховку

    3. страховочная верёвка из расчёта двух длин переправы

    Участники заранее должны разделить обязонности кто, что делает на определённом этапе. Первым, что нужно сделать закрепить один конец страховочной верёвки за дерево (простая удавка или карабинная) и завязать на другом конце проводник-восьмёрку. После этого участник который должен идти первым предварительно пристегнув страховку начинает вшёлкивать карабин, который встёгивается в обвязку, за основную верёвку. Движение он начинает лишь после команды “Страховка готова” которая отдаётся участником стоящем на страховке лишь после того как он возьмет страховочную верёвку в руки (на которые одеты верхонки). После того как участник переправится на пртивоположный берег он должен организовать страховку тоже закрепив верёвку за дерево. После этого участники оставшиеся на том берегу вяжут посередине верёвки проводник-восьмёрку за который в дальнейшем идёт страховка участников. Переправа участников совершается в том же порядке сначала пристёгивается страховка, потом основная верёвка. После того как участник переправился на другой берег он отправляет серединный узел вместе с карабином по основной верёвке на тот берег, теперь осталось лишь сказать, что последний участник снимает страховку с дерева пристёгивая её к себе. Этап считается пройденным после переправы последнего участника и сдачи судейского снаряжения.

    1. Неправильно завязан узел

    2. Потеря самостраховки

    3. Потеря снаряжения

    4. Двое на верёвке

    5. Не завинчена муфта карабина

    6. Падение

    Параллельные верёвки

    Более простой способ переправы через различные препятствия. Организуется двумя верёвками натянутыми на уровне груди друг над другом. На соревнованиях обычно делаются со связкой по середине, для перестёжки.

    Прохождение этапа произвольное т.е. не играет важной роли очерёдность по которой проходят участники команды. Участники подходят к верёвкам и пристёгиваются одним усом (ус-верёвка завязанная на обвязке так чтобы оставался один или два конца) к верёвке и идут по ней держа карабин между руками. При подходе к месту связки основных верёвок сначала пристёгивается второй ус и лишь за тем отстёгивается второй. При прохождении этого этапа следует соблюдать равновесие стараясь не заваливаться на спину.

    Штрафы

    1. Не завинчена муфта карабина

    2. Двое на верёвке

    3. Потеря самостраховки

    4. Потеря снаряжения

    5. Падение (касание земли)

    6. Не правильное положение карабина

    Топознаки и азимут

    Определять азимут на предмет учат в школе на уроках географии по этому я не буду здесь повторятся. Стоит лишь заметить, что определяя азимут особое внимание нужно обратить на то, что находится рядом, компас очень чувствителен к всякого рода металлам и проводам под напряжением (находились люди которые ухитрялись определять азимут положив его для устойчивости на железную миску). При определении топознаков на команду даётся пять знаков на карточке которые нужно определить. Целесообразно отдать учить топознаки одному человеку из команды. (Таблица топознаков прилагается).

    Узлы

    Этап узлы представляет собой трудность в том плане, что является этапом где свои знания показывает вся команда. Узлы следует выучить заранее. Особое внимание следует уделять на наличие контрольных узлов, узлы не требующие контрольных: проводник- восьмёрка, схватывающий(правила вязки узлов смотри на прилагающейся таблице).

    Медицина

    На этап медицина также как и на топознаки следует выделить человека заранее. Это человек займётся поиском литературы и приобретением навыков оказания первой медицинской помощи. Обычно даются травмы типа: переломы различных конечностей, травмы позвоночника, открытые раны. На некоторых соревнованиях проверяется аптечка, нужно объяснить назначение каждого лекарства (набор лекарств стандартный). После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках сделанных из подручных средств (жердей и курток) при переноске пострадавшего особое внимание следует обратить на расположение уклона если таковой имеется.

    В заключение хотелось бы сказать, что автор не претендует на полное описание этапов соревнований ещё раз хотелось бы заметить, что опыт приобретается только при регулярных тренировках. Если по ходу чтения возникли какие-то вопросы или дополнения просьба обращаться к автору.

    Туристические слеты и соревнования - действенные средства повышения туристско-краеведческого и спортивного мастерства туристов и пропаганды туризма, привлечения к нему максимального количества граждан. Организация туристского слета осуществляется в соответствии с Положением о слете и включенных в него соревнованиях. В Положении обычно указываются цели и задачи слета, место и время его проведения, программа: определяются его участники и порядок выявления и награждения победителей. Руководит слетом штаб, соревнованиями - судейская коллегия, в состав которой входят и учащиеся… соревнования и слеты проводятся в течение одного, двух или трех дней».

    Турслёт объединяет всех, независимо от того, где люди живут и работают. Их объединяет стремление не просто отдохнуть на свежем воздухе, а почувствовать себя частью единой команды.

    Основной целью проведения турслета является возможность продемонстрировать свое умение и навыки при преодолении различных препятствий, имитирующих возможные преграды в походе. И та команда, у которой больше туристского опыта и лучшая слаженность в походах, имеет больше шансов на победу.

    Участники разбиваются на команды, выбирают себе название, придумывают эмблему (герб), девиз, представление команды, обустраивают свой лагерь в соответствии с тематикой турслета и много другое. Программа соревнований очень насыщена и включает в себя: технику водного туризма, ориентир-шоу, конкурсную и спортивную программу.

    В организации турслета огромную роль играют профессионализм и опыт организаторов. Большое количество народа, плотный график запланированных мероприятий, корректировка его в зависимости от капризов погоды и многое другое требует четкой и слаженной работы организаторов.

    Наиболее яркий и красочный формат турслета - турслет выполненный в определенной тематике. Цель слетов - пропаганда туризма, обмен опытом организационной работы, проведение политико-воспитательных мероприятий.

    Организация, проводящая слет, обязана: создать оргкомитет; утвердить главную судейскую коллегию; продумать материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение слета; обеспечить безопасность; получить разрешение местных организаций на проведение слета.

    Проведение конкурсов на слетах в полевых условиях - задача подчас не только трудная, но и неразрешимая. Поэтому если в полевых условиях нет возможности просмотра кинофильмов и слайдфильмов, то такие конкурсы обычно проводят до начала слета, а их результаты включаются в итоговую таблицу.

    Хорошо организованный и проведенный туристский слет не только спортивный праздник, но и исключительно важное мероприятие в деле пропаганды туризма и самодеятельного туристского творчества.

    Программа туристского слета любого ранга включает две группы мероприятий: массовые и спортивные. В зависимости от задач слета, его ранга, уровня подготовленности участников, а также опыта судей - постановщиков дистанций программа соревнований на слете может включать самые разнообразные виды.

    1. Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешеходного, лыжного, водного или велотуризма. Например: различные виды переправ (вброд, по клади, навесная), подъемов и спусков по крутым склонам, различные способы транспортировки "пострадавшего". 2. Спортивное ориентирование. 3. Кросс-поход. 4. Соревнования по технике велотуризма. 5. Соревнования по технике и тактике лыжного туризма. 6. Соревнования по технике водного туризма. 7. Соревнования по технике горного туризма.
    8. Соревнования по технике пешеходного туризма

    Помимо соревнований, существует множество развлекательных конкурсов. Ведь турслет – это не только соревнование, но и отдых!

    Конкурсная программа слета и массовые мероприятия также планируются в полном соответствии с целью, задачами слета и составом его участников. В максимуме на слете проводятся конкурсы на лучший кинофильм, слайдфильм, фотографию, фотостенд о походе, отчет (фотоальбом) о походе, на лучшее исполнение песни и авторскую песню, пропаганду туризма, туристские самоделки, боевой листок слета, бивак, эмблему, значок слета, причем при демонстрации кинофотоматериалов и исполнении песни возможен двойной конкурс - по туристской и военно-патриотической тематике.

    Любой слет должен быть по возможности насыщен массовыми мероприятиями: соревнованиями, играми, песнями, показом кинофильмов, отчетами, выставками туристских фотографий, стендами. Все это следует проводить в форме конкурсов. Конкурсы повышают интерес к различным видам туристской самодеятельности не только у зрителей, но и у самих туристов, участников слета.

    Конкурсы ценны тем, что являются прекрасным средством пропаганды туризма. Кроме того, они помогают созданию ценных наглядных материалов по туризму, учат грамотно составлять и оформлять отчеты.

    Конкурсы и соревнования турслетов могут быть весьма разнообразными. Варианты конкурсных программ:

    Веревочный конкурс. «Веревочный курс» - это необычные ситуации, риск, азарт и новые ощущения. Программа каждого упражнения построена таким образом, что в нем нет ничего невозможного. Специфика лишь в том, что одного желания для покорения этих препятствий недостаточно. Обязательным условием является чувство команды у каждого участника. В процессе ВК участники просто вынуждены учиться координировать свои действия с действиями группы, учитывать особенности каждого и использовать их для достижения цели.

    2. Массовая спортивно-развлекательная программа "Туристская пирамида".

    Участники делятся на несколько команд. Каждая команда получает карточку команды, в которой указан перечень возможных этапов и за определенное время проходит эти препятствия в любом порядке, стараясь пройти все.

    Проходя препятствия, команда набирает очки. Та команда, которая набрала больше очков, становится победителем.

    "ТА" включает в себя широкий спектр разнообразных заданий, викторин, конкурсов, туристских препятствий. На всех предлагаемых этапах необходима коллективная работа.

    Перечень возможных этапов: Параллельные веревки, Веревка с оттяжкой, Переправа с шестом,

    Стремена, Переправа по бревну с помощью шеста, Переправа способом «Стрела».

    Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

    Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

    Соревнования по туристским навыкам

    Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
    Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

    Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

    Соревнование по туристской технике

    Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

    Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

    В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

    1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

    2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

    3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

    4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

    5. Навесная переправа до 30 м.

    6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

    Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.