Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Основным критерием эффективности спортивной подготовки является. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

    Основным критерием эффективности спортивной подготовки является. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

    Спортивная подготовка как многолетний процесси ее структура

    Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

    В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

    Структура тренировки характеризуется, в частности:

    1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактичес-кой и технической подготовки и т.д.);

    2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

    3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта-пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии дан-ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре-терпевает закономерные изменения.

    В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микрострук-туру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру. - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

    Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки (рис. 38), связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.

    Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

    Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.


    Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсме-на строится на основе следующих методических положений.

    1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационныхформ подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

    2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

    3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

    4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

    5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

    6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

    7. Одновременное воспитание физических качеств спортсме-нов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

    В таблице 31 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития ростовесовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.

    Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносли- * вости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

    У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

    Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

    Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл. 32).

    Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

    Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены в таблице 33.

    Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

    1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

    2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

    3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-сило-вых способностей, общей выносливости.

    Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементовразличных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

    Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

    Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

    Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

    Использованная литература:

    1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

    2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

    3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

    4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

    5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

    В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

    • 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
    • 2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
    • 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

    Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

    В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

    Структура тренировки характеризуется, в частности:

    порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

    необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

    определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

    В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру -- структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру -- структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру. -- структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

    Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.

    Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

    • 1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки Боксёров является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
    • 2. эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта (Бокс).
    • 3. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
    • 4. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки у боксёров.
    • 5. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
    • 6. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
    • 7. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
    • 8. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

    В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития ростовесовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.

    Росто-весовые показатели физические качества

    Возраст, лет

    показатели и физ. качества

    Сила максимальная

    Быстрота

    Скоростно-силовые качества

    Выносливость (аэробные возможности)

    Скоростная выносливость

    Анаэробные 1 возможности

    Гибкость

    Координационные способности

    Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

    У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

    Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4--6 лет, а высших достижений -- через 7--9 лет специализированной подготовки.

    Демонстрационный вариант теста в учебном году для тренеров-преподавателей ДЮСШ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории

    1 . Спорт (в широком понимании) – это:

    а) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере деятельности человека;

    б) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

    в) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических упражнений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;

    г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

    2. Спорт во всем мире развивается по основным:

    а) двум направлениям;

    б) трем направлениям;

    в) четырем направлениям;

    г) пяти направлениям.

    3. Процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки, называется:

    а) физической подготовкой;

    б) физическим совершенством;

    в) спортивной тренировкой;

    г) учебно-тренировочным процессом.

    4. Что является результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением?

    а) повышение уровня функциональных возможностей организма;

    б) увеличение объема мышц;

    в) укрепление опорно-двигательного аппарата;

    г) быстрый рост абсолютной силы.

    5. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…


    а) подвижных и спортивных игр;

    б) скоростно-силовых упражнений;

    в) выпрыгивания вверх с места;

    г) ведения мяча «змейкой».

    6. Под выносливостью как физическим качеством понимается…

    а) комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению;

    б) комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;

    в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

    г) способность сохранять заданные параметры работы.

    7. Степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов называется:

    а) технической подготовкой;

    б) индивидуальной особенностью техники;

    в) высоким уровнем технического мастерства;

    г) профессиональным спортом.

    8. Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются:

    а) физические упражнения;

    б) оздоровительные силы природы;

    в) гигиенические факторы;

    г) тренажеры и тренажерные устройства.

    9. Принципы спортивной тренировки представляют собой:

    а) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в котором синтезированы научные данные и передовой опыт практической тренерской работы;

    б) способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности тренера и спортсмена;

    в) внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемой в определенном порядке режима;

    г) путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.

    10. При непредельных физических нагрузках повышение минутного объема кровообращения линейно связанно с…

    а) интенсивностью мышечной работы;

    б) экономичностью сердечной деятельности;

    в) высоким уровнем общей работоспособности;

    г) частотой сердечных сокращений.

    11. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

    а) наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта;

    б) максимальный фонд двигательных умений и навыков;

    в) наивысший уровень развития физических качеств;

    г) отличное здоровье спортсмена.

    12. Макроцикл тренировки включает в себя обычно:

    а) от 3 месяцев до 4 месяцев;

    б) от двух до несколько занятий;

    в) от 2 недель до 6 недель;

    г) от 6 месяцев до 1 года.

    13. Система организационно-методических мероприятий позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

    а) спортивной ориентацией;

    б) спортивным отбором;

    в) анализом и оценкой одаренности;

    г) диагностикой предрасположенности.

    14. Олимпийские игры состоят из…

    а) игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр Соревнований между странами ;

    б) соревнований по летним или зимним видам спорта;

    в) соревнований между странами;

    г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

    15. Кто из спортсменов и в каком виде спорта завоевал в одних Играх 7 золотых медалей?

    а) Марк Спитц (США) в плавании во время Игр XX Олимпиады в Мюнхене ;


    26. К коммуникативной компетентности педагога относится одно из следующих умений:

    а) выбирать соответствующую ситуации позицию: «над», «под», «на равных»;

    б) планировать ход урока;

    в) разрабатывать инновационные педагогические технологии;

    г) определять критерии оценивания учебных достижений.

    27. Выберите парафраз, наиболее подходящий для следующего диалога. Ученик – учителю математики: «Я уже выполнил это задание. А после этого урока – урок химии… Там задание потруднее…»:

    а) «Если я правильно понял, ты хотел бы в оставшееся время подумать еще над заданием по химии»;

    б) «Таким образом, ты считаешь, что урок математики для тебя закончился»;

    в) «Иначе говоря, математика - это более легкий предмет»;

    г) «То есть ты хотел бы получить такое же трудное задание по математике».

    28. К психологическим причинам, приводящим педагога к потере здоровья, относится следующая:

    а) педагогическая гибкость;

    б) межличностное общение;

    в) психоэмоциональная перегруженность;

    г) соразмерное раздражителю эмоциональное реагирование.

    29. Ведущую роль в психическом развитии учащихся подросткового возраста играет:

    б) учение;

    в) общение;

    30. Личностно-ориентированная модель обучения учащихся по сравнению с ЗУН-овской моделью имеет следующий характерный признак:

    а) цели обучения задаются учителем;

    б) активность класса, а не отдельного ученика;

    в) оценка ответа учащегося только учителем;

    г) сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка ответа учителем.

    31. Заболевание СПИДом может привести к:

    а) повышению содержания холестерина в крови;

    б) полному разрушению иммунной системы организма;

    в) повышению содержания сахара в крови;

    г) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.

    32. При работе на компьютере, какой вид деятельности наиболее утомителен для школьника?

    а) отладка программ;

    в) занятия смешанного типа;

    г) введение в компьютер программ.

    33.У школьников, ведущих малоподвижный образ жизни:

    а) снижается работоспособность и выносливость;

    б) ухудшается зрение;

    в) улучшается осанка;

    г) повышается общий тонус организма.

    34.Отметьте пункт, не относящийся к основным условиям успешной учебной деятельности :

    а) равномерность;

    б) однообразие;

    в) постепенность;

    г) посильность психической и физической нагрузки.

    35. Закаливание в детских учреждениях включает:

    а) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры;

    б) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры, занятия физкультурой;

    в) воздушные и солнечные ванны;

    г) общие и местные водные процедуры, массаж.

    36. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:

    а) наличие четко спланированных воспитательной мероприятий;

    б) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;

    в) согласованность действий всех лиц, коллективов , организаций и объединений, работающих в школе;

    г) логическая и целенаправленная деятельность воспитателей.

    37.Укажите неверный ответ. На какие уровни обученности должен ориентироваться учитель в современном образовании:

    а) уровень осознанности;

    б) практический уровень;

    в) репродуктивный уровень;

    г) творческий уровень.

    38.Укаждите верный ответ. Чем необходимо руководствоваться для повышения качества обученности?

    а) уровнем их репродуктивных возможностей;

    б) уровнем творческих способностей.

    в) учетом возможностей, способностей и потребностей учащихся;

    г) уровнем практических навыков.

    3 9. Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:

    а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;

    б) процесс и результат становления индивида социальным существом;

    в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;

    г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

    40. Укажите неверный ответ. Каковы основные направления в образовании в настоящее время:

    в) специализация.

    г) экологизация;

    1.Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

    2.Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

    3.Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

    4.Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

    Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

    6.Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

    7.Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

    В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

    Таблица 1 - Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста

    Ростовесовые показатели и физические качества Возраст, лет
    Рост + + + +
    Вес + + + +
    Сила максимальная + + + +
    Быстрота + + + + + +
    Скоростно-силовые качества + + + + + + +
    Выносливость (аэробные возможности) + + + + +
    Скоростная выносливость + + +
    Анаэробные возможности (гликолитические) + + +
    Гибкость + + + + + +
    Координационные способности + + + +
    Равновесие + + + + + + + +

    У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

    Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

    Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл.2).

    Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

    Таблица 2 - Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов

    Этап многолетней подготовки Длительность этапа Преимущественная направленность тренировки Группа обучения в спортивной школе
    Этап предварительной подготовки 3 года Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий. Группа начальной подготовки
    Этап начальной спортивной специализации 2 года Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации Учебно-тренировочная группа, первый-второй годы обучения
    Этап углубленной специализации в избранном виде спорта 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств Учебно-тренировочная группа, третий-пятый годы обучения
    Этап спортивного совершенствования 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности Группа спортивного совершенствования

    Таблица 3 - Примерные возрастные границы (минимальные) этапов подготовки в процессе многолетней тренировки

    Вид спорта Этап предварительной подготовки (лет) Этап начальной спортивной специализации (лет) Этап углубленной специализации в избранном виде спорта (лет) Этап спортивного совершенствования (лет)
    Гимнастика спортивная 7-9 (м) 10-11 12-13 14 и старше
    6-8 (д) 9-10 11-12 13 и старше
    Плавание 7-9 10-11 12-13 14 и старше
    Баскетбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
    Футбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
    Волейбол 9-10 12-13 14-16 17 и старше
    Скоростной бег на коньках 9-11 12-13 14-15 16 и старше
    Легкая атлетика 9-11 12-13 14-15 16 и старше
    Лыжные гонки 9-11 12-13 14-15 16 и старше
    Хоккей с шайбой 9-11 12-13 14-16 17 и старше
    Бокс 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Борьба 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Велоспорт 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Гребля академическая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Гребля на байдарках и каноэ 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Стрельба пулевая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Современное пятиборье 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Тяжелая атлетика 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Фехтование 10-12 13-14 15-16 17 и старше
    Конный спорт 11-13 14-15 16-17 18 и старше

    Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены в таблице 3.

    Рациональное построение процесса многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих основных факторов: - оптимальных возрастных границ, в пределах которых достигаются как правило наивысшем спортивные результаты с избранном виде спорта; - продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; - преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; - паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началось специальная подготовка; - индивидуальных (типологических) особенностей спортсменов и темпов роста его мастерства.

    Методические положение

    Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

    1. Единая пед. система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

    2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

    3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней подготовки.

    4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется в сторону увеличения объема средств специальной подготовки по отношения к общему объему, а следовательно, сокращается объем общей подготовки.

    5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый годичный цикл должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

    6. Строгое соблюдение постепенности в использовании тренировочных и соревнованиях нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, т.к. всесторонняя подготовка повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса спортивной подготовки полностью соответствуют биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена. Одновременное развитие всех физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в сенситивные периоды. Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.

    Росто-весовые показатели и физические качества Возраст (лет) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

    Сила максимальная

    Быстрота

    Скоростно-силовые качества

    Выносливость (аэробные возможности)

    Скоростная выносливость

    Анаэробные возможности

    Гибкость

    Координационные способности

    Равновесие

    Вместе с тем, целесообразно развивать и те физические качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особо важно соблюдать соразмерность в развитии обще выносливости и скоростных возможностей, общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены различные физиологические механизмы. У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше. На основе изложенных положений осуществляется оптимальное построение (планирование) многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей создание условий для реализации объективных возможностей юных спортсменов. При построении многолетней тренировки следует ориентироваться на оптимальные возрастные границы достижения высших результатов. Такими ориентирами являются данные о финалистах олимпийских игр, в большинстве видов спорта – величина стабильная. Однако со временем эти возрастные границы могут измениться в силу улучшения условий жизни и т.д. Нужно вносить коррективы. Как правило способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений – через 7-9 лет специализированной подготовки.