Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Комплекс гимнастических упражнений после сна в младшей группе. Гимнастика пробуждения в стихах Гимнастика для детей 2 3 лет после сна

    Комплекс гимнастических упражнений после сна в младшей группе. Гимнастика пробуждения в стихах Гимнастика для детей 2 3 лет после сна

    Сентябрь

    Комплекс № 1

    1.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки - на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

    2.И.п.: лежа на спине, руки - вдоль тела. Поднять голову, носки - себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

    3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

    4.И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

    5.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди - выдох. Повторить 4 раза.

    6.И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 - поднять руки в стороны, вверх; 2 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

    7.И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

    8. Дыхательное упражнение «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

    Ходьба по тропе «здоровья».

    Комплекс № 2

    1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

    2.И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки - на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    4.И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    5.И.п.: сед по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

    6.И.п.: основная стойка. «Сбор яблок»: поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») - вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») - выдох. Повторить 5-6 раз.

    7.И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей»: 10 невысоких прыжков на левой ноге, затем то же - на правой. Повторить еще раз.

    8. Дыхательное упражнение «Поиграть с голубями»: на длительном выдохе - «гули-гули-гули», затем резко - «кыш!». Повторить несколько раз.

    Ходьба по тропе «здоровья».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 3

    1.И.п.: лежа на спине, руки на поясе. Опустить подбородок на грудь, носки на себя; потянуться, надавливая руками на тазовые кости; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.

    2. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - руки к плечам (вдох); 2 - поднять голову (выдох), руки вперед; 3 - то же, но руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

    3.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх; снова согнуть и опустить; выполнить то же другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

    4.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; руки за голову (ладони на затылке); руки в «крылышки»; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    5.И.п.: то же. 1 - сделать широкие «крылышки» на кровати, приподнять голову и плечи; 2 - поднять одну прямую ногу; 3 - ногу опустить; вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

    6. «Гусеница». И.п.: сесть в позу прямого угла, согнутые в коленях ноги приблизить пятками к ягодицам, руки в упоре сзади. Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно. Тем же движением вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

    7. «Флюгер». И.п.: стать прямо, ноги чуть расставлены; руки вперед, ладони вместе («стрелочка»). 1 - медленно повернуть корпус на 900, не отрывая глаз от рук; ноги остаются неподвижными; задержаться на 4-5 счетов; медленно вернуться в и.п. Повторить все в другую сторону. Выполнить 10 раз.

    8. Дыхательное упражнение «Паровоз»: и.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).

    Ходьба по тропе «здоровья».

    Комплекс № 4

    1.И.п.: лежа на животе, руки на поясе, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты; потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить на таз, оттягивая его в противоположную; расслабиться. Повторить 3 раза.

    2.И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на кровати, руки на поясе; поднять голову, руки вперед, потянуться к коленям; задержаться в этой позе; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    3.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. «Велосипед»: сгибать и разгибать ноги на весу одновременно, имитируя «велосипедные» движения. Темп движения - медленный. Сделать паузу, повторить еще раз.

    4.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев; поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; круговые движения руками вперед и назад; вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

    5.И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. Поднять прямую вышележащую ногу до угла 450, задержать на весу на 4 счета, опустить. Выполнить еще 3 раза. Повторить то же на другом боку.

    6.И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки опущены. «Качалочка»: перекатывание с носка на пятку, руки при этом слегка раскачиваются вперед-назад. Сделать паузу, повторить еще раз.

    7.И.п.: стойка ноги слегка расставлены, прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь. «Месяц»:1 - медленно наклонить туловище в сторону, ноги не сгибать, прямые руки не разводить; 2 - медленно вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. Выполнить 4 раза в каждую сторону.

    8. Дыхательное упражнение «Петух»: и.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).

    Ходьба по тропе «здоровья».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 5

    1.И.п.: сидя на кровати по-турецки, спина прямая, ладони лежат на верхней поверхности бедер. Сцепить пальцы в замок, поднять руки вверх, вывернув сцепленные ладони, потянуться макушкой вслед за руками; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.

    2.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх до угла 450; опустить прямую ногу; повторить другой ногой. Чем медленнее опускаются ноги, тем больше нагрузка, поэтому сначала достаточно ногу держать прямой на 1-2 счета, затем замедлить до 4-5 счетов. Выполнить каждой ногой 4 раза.

    3.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки на пояс, спина прямая; вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

    4. «Змея». И.п.: лежа на животе, голова опирается лбом, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь как можно выше, пошипеть: «ш-ш-ш»; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    5.И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, «рисуя» носком небольшие окружности вперед назад. Опустить ногу. Повторить 3 раза.

    Выполнить то же на другом боку.

    6.И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. «Бокс»: вытянуть одну руку вперед, вернуться в и.п.; вытянуть другую руку вперед, вернуться в и.п. Движения «бокс» выполняются с легким поворотом корпуса и в различном темпе, сначала - плавно и медленно, затем все быстрее и резче.

    7.И.п.: основная стойка, руки на поясе. «Любопытные ребята»: повороты головой влево вправо, вверх-вниз; наклоны головой влево вправо. Выполнить последовательно 5-6 раз медленно, без рывков.

    8. Дыхательное упражнение «Гуси шипят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться - вдох (5-6 раз).

    Ходьба по тропе «здоровья».

    Комплекс № 6

    1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки - на себя; согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками и коснуться лбом колена, задержаться на 2-3 счета; вернуться в и.п.; повторить другой ногой. Выполнить каждой ногой 4 раза.

    2.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить вверх; медленно опустить прямые ноги. Повторить 5 раз.

    3. «Рыбка». И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову плечевой пояс, выполнять движения руками, имитирующее плавание «брассом». 3 раза по 20 секунд.

    4.И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. 1 - поднять ногу вверх; 2 - носок на себя; 3 - носок оттянуть; 4 - опустить ногу (4 раза). Повторить на другом боку.

    5.И.п.: основная стойка около кровати, руки опущены. «Мы растем»: соединить руки в «замок», поднять их вверх, вывернув сцепленные пальцы; потянуться вверх руками и макушкой; пятки от пола на отрывать; вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

    6. «Мельница». И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1-8 - поочередное вращение прямых рук в боковой плоскости; выполнить то же в обратную сторону - пауза. Повторить два раза.

    7. «Мишка косолапый»: ходьба по спальне на внешней стороне стопы.

    8. Дыхательное упражнение «Насос». И.п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) - 6-8 раз.

    Ходьба по тропе «здоровья».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 7

    1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, согнуть обе ноги, подтянуть их коленями к груди, задержаться на 4-5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

    2. «Уточка». И.п.: лежа на животе, руки сложены впереди, лоб - на руках. Приподнять голову, верхнюю часть груди, руки вытянуть назад; приподнять прямые ноги; прогнуться и задержаться в этом положении на 4-5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    3.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Приподнять прямые ноги и совершать ими движения в горизонтальной плоскости - «горизонтальные ножницы», 3 раза по 15 секунд.

    4.И.п.: лежа на животе, руки сложены впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки», в стороны, за голову, в «крылышки», вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    5.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки в «крылышки», спина прямая; вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

    6.И.п.: сесть на пятки, руки опущены. Наклонить туловище вперед, не отрывая таза от пяток; вытянуться вперед, скользя руками по кровати; медленно вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

    7. «Цапля». И.п.: стать прямо около кровати, ноги вместе, руки на поясе. Поднять согнутую в колене ногу, носок вытянуть, прикоснуться им к колену; бедро параллельно полу. Стоять около 30 секунд.

    8. Дыхательное упражнение «Старт космического корабля»: до старта космического корабля осталось несколько секунд, начинаем вслух вести отсчет времени по секундам - 10,9,8… Отсчет вести громко, отрывисто, на одном дыхании без забора воздуха. Надо постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы при произнесении слова «пуск!», выдох был свободный, нескованный.

    Ходьба по тропе «здоровья».

    Комплекс № 8

    1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем - другой; макушкой в это время стремиться в противоположную сторону; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.

    2.И.п.: полулежа на спине, опираясь руками сзади на предплечья. Поднять прямую ногу, присоединить к ней другую; удерживать ноги на 4 счета; опустить вместе; выполнить то же, начиная с другой ноги. Повторить 3 раза.

    3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки», ногами - «кроль» на 8-10 счетов; вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

    4.И.п.: лежа на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть по-турецки, руки на пояс; вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

    5. «Кошечка». И.п.: стоять на коленях, опираясь на кисти рук, голова и спина - на одной прямой линии. Опустить голову книзу, спину выгнуть - «кошечка сердится»; поднять голову, спину прогнуть - «кошечка ласковая». Повторить 5 раз.

    6. «Тростинка». И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, прямые руки поднять вверх, кисти соединить вывернутым «замочком». Не сгибая ног и рук, наклонить верхнюю часть тела вправо, вниз, влево, вернуться в и.п. (делать круговые вращения верхней частью туловища). Выполнить 4 круга, проделать те же движения в обратном порядке. Сделать паузу, повторить еще раз.

    7. «Цирковые лошадки». И.п.: ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей, с касанием коленями ладоней рук, носки ног тянуть.

    8. Дыхательное упражнение «Шар лопнул». И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох, хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

    Ходьба по тропе «здоровья».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 9

    Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»).

    И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

    Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на спине. На

    сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

    Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы

    согреться»). И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо.

    Повторить 3-4 раза.

    Ходьба по тропе «здоровья». (Профилактика плоскостопия.)

    Дыхательные упражнения:

    «Варим кашу». И.п.: о.с., одна рука на груди; другая на животе. Выполнить вдох через нос (втягивая живот), а выдох через рот, произнося «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф» («каша кипит») и выпячивая живот.

    «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).

    Комплекс № 10

    1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

    2. «Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

    3. Самомассаж головы («помоем голову»).

    И.п. – сидя. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

    Дыхательно-звуковые упражнения.

    «Полет на луну»

    При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

    «Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.

    «Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить 4-6 раз.

    «Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

    «Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

    «Лунатики». И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

    «Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить 4-6 раз.

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 11

    3. Сожмите пальцами в кулаки.

    6. Опустите руки.

    9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

    11. Потяните две ноги вместе.

    12. Прогнитесь.

    Профилактика плоскостопия. Ходьба по тропе «здоровья».

    Дыхательные упражнения:

    1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»

    2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.

    3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

    4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

    Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

    Комплекс № 12

    1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

    2. Пошевелите пальцами рук и ног.

    3. Сожмите пальцами в кулаки.

    4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

    5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

    6. Опустите руки.

    7. Разотрите ладони до появления тепла.

    8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

    Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

    10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

    11. Потяните две ноги вместе.

    12. Прогнитесь.

    14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

    15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

    Массаж ног.

    И.п. - сидя по-турецки.

    Профилактика плоскостопия. Ходьба по тропе «здоровья».

    Дыхательные упражнения:

    Оздоровительные упражнения для горла.

    1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.

    2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз.

    3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.

    4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» - позевать. Повтор5-6 раз.

    5. «Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом без выдоха – 30-40 сек.

    6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 13

    Профилактика плоскостопия.

    И.п. – стоя возле кровати.

    1. «Сокращение» стоп.

    5. Приседание на носки.

    Ходьба по тропе «здоровья».

    Массаж рук.

    1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

    2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

    3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.

    4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

    Дыхательная игра «Король ветров». На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

    Комплекс № 14

    1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох; скрестить руки на груди - выдох. Повторить 5 раз.

    2.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 6 счетов; вернуться в и.п. Повторить5-6 раз.

    3..И.п.: полулежа на спине, опираясь руками сзади на предплечья, ноги прямые. Согнуть ноги, выпрямить их на весу, развести в стороны, соединить, согнуть, опустить. Повторить 5-6 раз.

    4.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, лбом коснуться коленей; сгруппировавшись, таким образом, покачаться вперед-назад; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

    5.И.п.: лежа на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть по-турецки, руки в «крылышки», сидеть с прямой спиной на 4 счета; вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

    6.И.п.: стоя на коленях, опираясь на кисти рук, голова и спина - на одной прямой линии. Поднять прямую правую ногу назад, а прямую левую руку - вперед; потянуться рукой и ногой в противоположные стороны; вернуться в и.п. Выполнить то же левой ногой и правой рукой. Повторить 5 раз.

    7. «Елочка». И.п.: ноги вместе, руки опущены. Постепенное раздвижение ног в стороны: встать на носки, пятки развести в стороны; встать на пятки, носки развести в стороны, и т.д. Развести ноги как можно шире. Постепенное возвращение в и.п. таким же образом. Повторить 5-6 раз.

    8. Дыхательное упражнение «Дровосек». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).

    Ходьба по тропе «здоровья».

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 15

    Гимнастика в постели.

    1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

    2. Пошевелите пальцами рук и ног.

    3. Соединить ладони и потереть до нагрева. Одну ладонь о другую поперек.

    4. Слегка подергайте кончик носа.

    5. Указательными пальцами массировать ноздри.

    6. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».

    7. Сделать вдох, на выдохе произнести звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

    8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

    Профилактика плоскостопия. Ходьба по тропе «здоровья».

    Ходьба с плоской игрушкой лежащей на голове, руки на поясе, спина прямая. Пройти, не уронив игрушку.

    Массаж головы.

    Дыхательные упражнения:

    «Обними плечи». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.

    «Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).

    Комплекс № 15

    1. Потягивание. И.п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.

    2. «Велосипед». И.п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги. (20 сек.)

    3. «Калачик». И.п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)

    Зарядка для глаз.

    1. «Часики». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

    На раз – глаза вправо, на два – и.п., на три – глаза влево, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.

    2. И.п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и.п., на три – глаза вниз, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.

    3. И.п. тоже. Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

    4. «Жмурки». И.п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и.п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.

    Профилактика нарушений осанки.

    1.И.п. – стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз – соединить руки сзади; на два, три, четыре, пять – держать, не расцепляя; на шесть – и.п. Тоже самое с другой руки. Повторить 6-8 раз.

    2. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз – поднять согнутую ногу, на два – ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три – ногу и руки сложить, на четыре – ногу опустить. Повторить 6-8 раз. (Выдерживать паузу,)

    3. «Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.

    Профилактика плоскостопия. Ходьба по тропе «здоровья».

    Дыхательные упражнения:

    «Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 - руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 - руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).

    «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

    Комплекс № 17

    Гимнастика в постели, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

    Физкультминутка «Гимнастика для котят».

    Сон прошел, и мы проснулись,

    Улыбнулись, потянулись, Дети потягиваются, лежа на спине.

    Лапки друг о дружке трем Потирают одну руку о другую.

    И в ладошки громко бьем. Хлопают.

    А теперь поднимем ножки, Поочередно поднимают ноги.

    Как у нашей мамы Кошки,

    Левая и правая – мы котята бравые.

    На животик повернулись, Переворачиваются на живот.

    Снова дружно потянулись,

    Оторвали от подушки Поднимают и опускают голову.

    Носик, голову и ушки,

    На коленки резво встали - Двигают тазобедренными суставами влево

    «Хвостиками» помахали, и вправо.

    Выгнулись, прогнулись, Выгибают и прогибают спину.

    На бок повернулись, Поворачивают голову вправо и влево.

    Сели на кроватке, Сидя на кровати, свешивают ноги,

    Почесали пятки, почесывают пятки.

    Постучали об пол немножко, Стучат пятками об пол.

    Набирайтесь силы, ножки!

    Сил набрались наши ножки,

    Поскакали по дорожке, Ходят по дорожке здоровья.

    По дорожке не простой,

    По неровной, по колючей,

    По шершавой - вот какой!

    Мы проснулись, мы готовы

    Петь, играть и бегать снова.

    Дружно нам сказать не лень:

    «Здравствуй, день,

    Веселый день!»

    Массаж ног.

    И.п. - сидя по-турецки.

    1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!...» То же – с правой ногой.

    2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

    Дыхательные упражнения:

    «Журавль». И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.

    «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. 1- вдох - руки в стороны; 2 - выдох - наклон туловища вправо; 3 - вдох - вернуться в и.п.; 4 - то же влево.

    Комплекс № 18

    Гимнастика в постели.

    «Потягивание». И.п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.

    1.На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».

    2.Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».

    3.Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

    Массаж головы.

    Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.

    Профилактика плоскостопия.

    И.п. – стоя возле кровати.

    1. «Сокращение» стоп.

    2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

    3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.

    4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

    5. Приседание на носки.

    Хождение босиком по оздоровительной дорожке.

    Профилактика нарушений осанки.

    Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на голове. Руки на поясе, спина прямая, смотреть прямо. «Пройти, не уронив игрушку».(1-2 мин.)

    Дыхательные упражнения:

    «Луговые цветы». В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять повороты головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту или другую сторону.

    «Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 4-6 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».

    Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

    Цели, задачи и приёмы

    Гимнастика после сна - это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

    Целями проведения таких занятий является:

    • подъём мышечного тонуса;
    • улучшение настроения;
    • профилактика простудных заболеваний;
    • укрепление дыхательного аппарата;
    • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
    • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

    От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы

    Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

    • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
    • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
    • создание позитивной атмосферы в группе.

    Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.


    Виды гимнастики, или немного о терминах

    Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

    Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) - это вид лечебной гимнастики - специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

    Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая - это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

    • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
    • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
    • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
    • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
    • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

    Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

    Типы упражнений

    Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

    • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
    • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
    • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
    • дыхательная гимнастика.

    Правила проведения бодрящей гимнастики

    Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:


    Методика проведения

    Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

    Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

    Таблица: картотека упражнений после сна

    Дата Название упражнения Описание
    Сентябрь Гимнастика в кровати
    «Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
    «Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
    «Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
    Упражнения на коврике
    Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас - это раз,
    Повернулась голова - это два.
    Руки вниз, вперёд смотри - это три.
    Руки в стороны - четыре,
    С силой их к плечам прижать - пять.
    Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
    Дыхательные упражнения
    «Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
    «Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
    Октябрь Гимнастика в кровати
    «Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
    «Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
    «Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»(6 раз).
    Упражнения на коврике
    Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
    Зайцы - серые клубочки,
    Прыг - скок, прыг - скок.
    Встал зайчонок на пенёк,
    Всех построил по порядку,
    Стал показывать зарядку.
    Раз - шагают все на месте.
    Два - руками машут вместе.
    Три - присели, дружно встали.
    На четыре потянулись.
    Пять - прогнулись и нагнулись.
    Шесть все встали снова в ряд,
    Зашагали как отряд.
    Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
    Дыхательные упражнения
    «Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
    «Насос» И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
    «Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
    Апрел

    Бодрящая гимнастика после сна для детей младшей группы

    Ход гимнастики.
    Во время подъема звучит спокойная музыка, воспитатель спокойным голосом приветствует детей.
    Воспит - ль:
    Добрый день, ребята!
    Просыпайтесь ото сна.
    Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!
    Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
    Посмотри, как оно улыбается! (показать на солнце)
    День продолжается!
    Это кто уже проснулся?
    Кто так сладко потянулся?

    Дети с воспитателем: (движения выполняются в соответствии с текстом)
    Мы проснулись, улыбнулись.
    Посильнее потянулись.
    Первый разик на спине,
    А потом на животе.
    На бочок перевернулись.
    И ещё раз потянулись.
    Ноги вверх мы поднимаем
    И тихонько отпускаем.
    А теперь мы с вами, дети,
    Поедем на велосипеде
    Подбородком грудь достанем.
    К потолку глаза подняли-
    Влево вправо посмотрели
    На кроватку тихо сели.
    Руки в стороны подняли
    Крепко так себя обняли
    Наклонились- потянулись
    До носочков дотянулись
    А теперь пришла пора
    Дружно сесть нам детвора

    Самомассаж лица и шеи (комплекс выполняется в кроватях ):
    Разотрем ладошки, согреем их немножко,
    (Потереть ладони одну о другую.)
    И теплыми ладошками
    Умоемся как кошки.
    (Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)
    Грабельки сгребают все плохие мысли
    (Пальцами провести от середины лба к вискам)
    Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро
    (Пальцами легко постукивать по щекам).

    Вос - ль: А сейчас, ребята, нас ждет дорожка «Здоровья». (дети идут по дорожке «Здоровья» под музыку «Дорогою Добра »)
    Профилактика нарушений осанки. (выполняется на ковре)
    «У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
    «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)
    «Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)
    «Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).
    «Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
    «Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
    «Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)
    «Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

    Упражнения на расслабление мышц живот а.
    (Положить ладони на область диафрагмы.)
    Шарик надуваем,
    (Вдох, живот надуть.)
    Руками проверяем.
    Шарик наш сдувается,
    Мышцы расслабляются
    (Выдох, живот втянуть.)
    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Дыхательная гимнастика
    Вос – ль: А сейчас, ребята, подуем на ладошку - ветерок приятный теплый легкий добрый (дети ласково дуют на свои ладони). А сейчас прилетел сильный, холодный злой ветер (активно дуют) и опят прилетел тихий ветерок.
    Вос – ль: Ребята, по утрам и вечерам открывается в ванной кран

    Обширное умыва ние
    Я воды не пожалею,
    Уши вымою и шею.
    Пусть течет водица –
    Я хочу умыться!
    Моем шею, моем уши,
    Вытираем их посуше.
    Полотенчиком махровым,
    Полотенцем чистым, новым
    Вытру руки, плечи, шею.
    Чувствую себя бодрее!
    (Дети выполняют обширное умывание лица и рук до локтя теплой и водой комнатной температуры).
    Вос-ль: Вот как чисто умылись наши дети. Молодцы! А теперь нам нужно прополоскать горлышко. (Дети полощут горло кипяченой водой)

    Волшебная водица,
    Полощи зубки,
    Полощи щечки,
    И микробов уводи.

    Вос-ль: Молодцы друзья! Теперь вы стали сильнее и здоровее. Спасибо вам!

    Значение сна для полноценного развития ребёнка переоценить сложно. Но и правильное пробуждение очень важно для того, чтобы остаток дня малыш провёл в хорошем настроении, а значит, был активен и бодр. Дети второй младшей группы в силу возрастных особенностей довольно непросто переходят от состояния покоя к двигательной активности. Перед воспитателем стоит непростая задача подобрать подходящий набор упражнений, скомбинировать физические нагрузки.

    Определение понятия «гимнастика после сна»

    Гимнастика после дневного сна - это набор упражнений, организующий неспешный переход от спокойствия сна к продолжению активности, который проводится под рифмовки и медленную негромкую музыку. Для детей второй младшей группы, то есть 3–4 лет, комплекс должен носить характер игры с сюжетом, где действует знакомый персонаж, являющийся образцом для повторения за ним всех действий.

    Физические нагрузки распределяются таким образом, чтобы в комплексе были упражнения:

    • для выполнения лёжа в постели (потягивания, махи ногами и руками);
    • активного блока (бег, приседания, а также элементы гимнастики для пальчиков и пр.);
    • на развитие и оздоровление органов дыхания.

    Общее время выполнения упражнений - 5–7 минут.

    Стоит отметить, что подборка зависит также и от общей стратегии образовательной программы дошкольного учреждения. Так, если в детском саду практикуются группы закаливания, то дети выполняют большую часть упражнений на открытом воздухе в любое время года.

    От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и физическое состояние в остаток дня

    Цели гимнастики после сна

    Как и все программные элементы работы с детьми в детском саду, основная задача проведения занятий - сохранение и укрепление здоровья. В этом контексте целями упражнений после сна являются:

    • привести мышцы в тонус;
    • улучшить настроение;
    • предотвратить искривление позвоночника, развитие плоскостопия;
    • привить малышам привычку разминаться после сна.

    Важно учесть, что в упражнениях после сна не должно быть резких телодвижений, иначе растяжения мышц, повышенной возбудимости и головокружения не избежать. Во второй младшей группе акцент делается на ходьбу на носках босиком, а также приподнимания.

    Виды гимнастики пробуждения

    Обычно воспитатели стараются составить комплекс, который направлен на реализацию всех целей проведения разминки. Но в образовательные планы многих детских садов включены только отдельные виды гимнастики, направленные на решение конкретной задачи. В этом случае планирование составляется на месяц. Иными словами, например, сентябрь - дети выполняют разминку в кроватках, самомассаж; октябрь - работа на тренажёрах или в зале со спортивным оборудованием и т. д. Можно выделить такие виды бодрящей гимнастики, как:


    Правила проведения


    Чтобы дети сохранили положительный эмоциональный настрой, нужно придерживаться рамок хронометража.

    1. Упражнения в постели - 1,5–2 минуты.
    2. Нагрузки активного блока и дыхательная гимнастика - 2–3 минуты.
    3. Процедуры закаливания, если они есть - 3 минуты.

    Картотека гимнастики пробуждения

    Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора - то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.

    Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

    Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.

    1. Упражнение «Потягушки».
      1. Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
      2. Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
      3. Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.
    2. Упражнение «Лови комара»
      1. Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.
      2. Делаем хлопок перед грудной клеткой.
      3. Возвращаемся в исходную позу.
    3. Упражнение «Велосипед».
      1. Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.
      2. Имитируем езду на велосипеде.
      3. Выполняем 10–12 секунд.
    4. Упражнение «Музыканты».
      1. Мы играем на гармошке,
        Громко хлопаем в ладошки.
        (Дети хлопают).
      2. Наши ножки: топ, топ.
        (Малыши топают).
      3. Наши ручки: хлоп, хлоп!
        (Снова хлопают).
      4. Вниз ладошки опускаем,
        (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища).
      5. Отдыхаем, отдыхаем.
    5. Упражнение «Весёлые ножки».
      1. Выше ножки! Топ, топ!
        (Дети топают).
      2. Веселее! Гоп, гоп!
        (Подпрыгивают).
      3. Колокольчик, дон, дон!
        (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик).
      4. Громче, громче, звон, звон!
      5. Гоп, лошадка, гоп, гоп!
        (Подпрыгивают).
      6. Тпру, лошадка:
        Стоп, стоп!
        (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).

    Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:

    1. Ложимся на спину.
    2. Поворачиваем голову вправо, влево.
    3. Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
    4. Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.

    Это интересно. Комбинации разных видов имеют одну особенность: первыми в этих наборах будут упражнения в постели.

    Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.

    • Птичка села на окошко,
      Во дворе мяукает кошка -
      Разбудить решили нас.
      Все! Окончен тихий час!
    • Просыпайтесь, дети, я хочу
      предложить вам поиграть в прятки.
      (Дети ложатся поверх одеял.
      Звучит спокойная музыка.
      Дети выполняют движения согласно тексту).
    • Наши сонные ладошки
      Просыпались понемножку,
      В прятки весело играли -
      Пальцы в кулачок сжимали.
    • Пальчики на наших ножках
      Знают в парке все дорожки.
      Проверяют - где там пятки,
      И играют с нами в прятки.
    • Мы почти уже проснулись,
      Наши ручки потянулись,
      Помахали над простынкой,
      Дружно спрятались за спинку.
    • Сцепим ручки мы в «замочек»
      У себя над головой.
      Правый, левый локоток
      Мы сведём перед собой.
      Не хотят коленки спать,
      Им давно пора вставать.
    • Мы коленки выставляли,
      Быстро ножки выпрямляли.
      Наши ротики - молчок,
      Тренируем язычок:
      Его спрячем и покажем.
      «Добрый день!» - мы звонко скажем.
    • Будем глубоко дышать,
      С шумом воздух выдувать.
      Наши носики проснулись,
      Мы друг другу улыбнулись!
      (встают на коврики рядом с кроваткой).

    Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:


    Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина

    Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:

    1. Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
    2. Комплекс гимнастики.
      1. «Звери проснулись».
        И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
      2. Воспитатель.
        Отгадайте загадку:
        В лесу зимой холодной
        Ходит злой, голодный.
        Он зубами щёлк!
        Это серый… (волк)
      3. «Приветствие волчат».
        И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
      4. «Филин».
        И. п. - лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
      5. «Ловкие обезьянки».
        И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
      6. «Рычание медвежат».
        Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
    3. Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).

    Видео: как организовать пробуждение во второй младшей группе

    Подборка упражнений для пробуждения даёт возможность малышу проснуться в хорошем расположении духа, помогает сохранить здоровье, а также воспитывает культуру пробуждения. Всего 5–8 минут достаточно, чтобы детишки 3–4 лет вернулись к активной деятельности. И путь этого возвращения определяется воспитателем, который комбинирует разные виды бодрящей гимнастики в рамках одного комплекса.

    Картотека гимнастики пробуждения после дневного сна

    для детей 2 – 3 лет

    подготовила: воспитатель

    Бороховская Екатерина Алексеевна


    «Мы проснулись».

    1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

    2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

    3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

    4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

    Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

    «Бабочка».

    Спал цветок И.п.: сидя на корточках,

    вместе под щекой, глаза

    закрыты, голова наклонена.

    И вдруг проснулся

    глаза, опустить руки через

    стороны, встать.

    Больше спать

    не захотел вправо-влево, показать

    пальчиком «не захотел».

    Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют

    Взвился вверх и полетел движения по тексту.

    (2-3 раза)

    «Пробуждение солнышка» часть первая

    1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

    2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

    3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.

    (4 раза)

    4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

    5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.

    (4 раза)

    6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

    Обычная ходьба босиком.

    «Пробуждение солнышка» вторая часть.

    1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

    2. « Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

    3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

    4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

    5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

    6. « Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

    7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

    (Повторить 2 раза)

    « Заинька – зайчишка»

    1. «Заинька, подбодрись, И. п.: стоя, руки вдоль

    серенький, потянись» туловища. Приподняться

    на носки, руки через

    стороны вверх.

    2. «Заинька, повернись, И. п.: стоя, руки на поясе.

    серенький, повернись» Повороты туловища

    вправо-влево, затем в и. п.

    3. «Заинька, попляши, И. п.: то же. Мягкая

    серенький, попляши» пружинка.

    4. «Заинька, поклонись, И. п.: то же. Наклоны

    серенький, поклонись» туловища вперед.

    5. «Заинька, походи, И. п.: то же. Ходьба на

    серенький, походи» месте.

    6. «Пошел зайка Ходьба по ребристой

    по мосточку» доске.

    7. «Да по кочкам, Ходьба по резиновым

    да по кочкам» коврикам. 3 притопа.

    «Ветерок»

    1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

    2. « Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

    3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

    4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

    5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

    6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

    «Лесные приключения» часть первая.

    1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

    2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

    3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

    4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

    5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

    6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

    «Лесные приключения» часть вторая

    1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

    2. « Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

    3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

    4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

    5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

    «Путешествие снежинки» часть первая.

    1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

    2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

    3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

    4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

    5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

    «Путешествие снежинки» часть вторая.

    1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

    2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

    3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

    4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

    5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

    6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

    Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

    «Снег идет»

    Пробуждение под музыку.

    Гимнастика в кровати:

      Снег идет, снег идет (руки вверх)

      Снег по свету бродит (руки на голову)

      И откуда он идет, и от куда уходит (поворот головы влево, вправо)

      Снегопад, снегопад, снежное паденье (руки в стороны, руки опустить)

      Снег идет наугад, словно сновиденье (руками закрыть, открыть глаза)

      Сны земли, сны небес видим засыпая (глаза вниз, вверх, закрыть)

      Белый сад, белый лес снегом усыпая (круговые движения руками).

    «Коза и козлята»

    Упражнение в кровати:

      Козлятушки - ребятушки, отопритеся – отомкнитеся

    (Выглядывают из под одеяла).

      Я коза рогатая, я коза бодатая

    (Повороты головы влево, вправо)

      Я была на лугу, ела шелкову траву

    (Поглаживание живота).

      С неба солнышко светило мою шубку подпалило

    (Руки за голову и поднимание ног по очереди).

      Бежит молочко по вымечку, с вымечка на копытечко, с копыт на зелену травку

    (Руки вверх, руки на пояс, руки опустить).

    «Добрый день»

    Пробуждение после сна под музыку.

    Упражнения лежа в постели:

    1. Поворот головы вправо, влево, посмотреть на деток с правой стороны, с левой.

    2. Подтянуться, улыбнуться.

    3. Обняли себя крепко-крепко.

    4. Погладить по головушки себя.

    5. Скажем «Добрый день правая коленочка», (подтянуть правую коленочку к груди, поглаживая ее)

    6. Скажем «Добрый день левая коленочка», (подтянуть левую коленочку к груди, поглаживая ее)

    7. Превращаемся в веселых жучков. (поболтать ногами, лёжа на спине)

    «Мойдодыр»

    Упражнение в постели

      Одеяло убежало

    (откидываем одеяло)

      Убежала простыня

    (гладим ладонями простыню)

      И подушка, как лягушка ускакала от меня

    (поднять подушку и отпустить, 2 раза)

      Я за свечку, свечка в печку

    (руки перед собой и сжимаем кулачки)

      Я за книжку, та бежать и в припрыжку под кровать

    (садимся на край кровати и заглядываем под кровать).

    «Части тела»

    Гимнастика в постели.

      Добрый день, глазки!

    (поглаживание век и глаз)

      Вы проснулись

    (смотрим в бинокль)

      Добрый день, ушки!

    (поглаживание ушей)

      Вы проснулись

    (приложение ладоней к ушам)

      Добрый день, ножки

    (поглаживание ног, встать у кровати)

      Вы проснулись

    (притопывание)

      Добрый день, дети!

    (руки раскрыть на встречу)

      Мы проснулись

    (широко улыбнуться)

    «Курочка»

    Упражнения лежа в постели:

      Курочка красавица у меня жила (повороты головы влево, вправо)

      Ах, какая умница, у меня была (руки вверх, потянулись)

      Шила мне кафтан (поглаживание живота, туловища)

      Шила сапоги (поднимание правой, левой ноги)

      Сладкие, румяные пекла мне пироги (имитация движения «печем пироги»)

      А когда управится сядет у ворот (сесть на кровать, а затем встать)

      Сказочку расскажет песенку споет (подскоки на месте под музыку, чередуя с ходьбой)

    «Просыпаемся»

    Упражнение в постели:

      Вы дышите, не дышите

    (дыхательное упражнение 3 раза)

      Все в порядке отдохните

    (встать с кровати)

      Руки вместе поднимайте! (подъём рук вверх)

      Превосходно, отпустите! (опускание рук)

      Поднимитесь, наклонитесь, разогнитесь. (наклоны вперед)

      Встаньте прямо, улыбнитесь. (разогнуться и встать)

    «Бабочка».

    Спал цветок И.п.: сидя на корточках,

    вместе под щекой, глаза

    закрыты, голова наклонена.

    И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть

    глаза, опустить руки через

    стороны, встать.

    Больше спать И. п.: стоя. Повороты головы

    не захотел вправо-влево, показать

    пальчиком «не захотел».

    Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют

    Взвился вверх и полетел движения по тексту.