Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Спортивное ориентирование знаки. Цветовая маркировка трасс в зависимости от сложности

    Спортивное ориентирование знаки. Цветовая маркировка трасс в зависимости от сложности

    Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс спуска (а в некоторых странах - например в Америке - и подъемников, ведущих к трассам) по цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
    Самые простые трассы - зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. В том случае, если уклон несколько больше - обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили, приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
    Следующие по сложности - синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты "из упора". Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока "не по зубам". Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими - красными трассами. Цветовое обозначение - синие трассы.
    Наиболее интересные - красные трассы - имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость. Опытный катальщик на красных трассах может кататься "большими или маленькими дугами" во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня. В эту-же категорию попадают некоторые спуски "вне трасс", которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
    Следующий класс трасс - черные - для экспертов. В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно - от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не ходить - удовольствия не получите. В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски "вне трасс", по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
    В Америке существует еще один класс трасс - двойные черные . Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое - "widowmaker" (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

    Мировые склоны: Цветовая маркировка и сложность горнолыжных трасс

    Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых - как оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, "синим ромбом"? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

    Сложность трассы Франция
    Италия
    Скандинавия
    Austria
    Германия
    Швейцария
    Япония США
    Канада
    Австралия
    Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
    Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

    Делай это по-французски!

    В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый используется для обозначения очень простых трасс, синий - для простых, красный - для более сложных и черный - для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней лыжников.

    Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не заморачиваются относительно зеленых трасс.

    Немецкий метод

    Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие - легкие, красные - слеожные и черные - для экспертов.

    Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности. Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности. К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км - синие, 30 км - красные и 20 км - черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где - кататься...

    Северная Америка

    В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников, наверное:-) - AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат - между синей и красной и черный ромб - между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

    В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50% (1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

    Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

    Япония - лучшее из двух миров

    Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему маркировки: самые сложные трассы - синие! Зеленые круг - легкие, как и в Северной Америке, а средние обозначаются красным квадратом - американская фигура, европейский цвет.

    Сопоставление цветовых маркировок

    Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер. Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя - при плохом.

    Обычно европейские лыжники считают, что большинство "одинарных черных" трасс в Северной Америке не тянут на "черную" европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается только первоначальной расчисткой склона.

    Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как "красные" и "черные" только лишь для привлечения турисов в этот регион. Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминют, что разметка трасс является относительной, а не абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным проспектам практически невозможно.


    Редакция 2002 г.

    5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

    5.1. Общие требования

    Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

    Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

    Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

    Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

    В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

    Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

    5.3. Масштаб

    Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

    5.4. Сечение рельефа

    Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    5.5 Цвета

    Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

      верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

    1. коричневый

      верхний зеленый (PMS 354): лыжни

      нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

    2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

    Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

    Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

    5.6. Печать и тиражирование

    Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

    Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

    5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

    Рельеф

    Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

    Скалы и камни

    Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

    Гидрография и болота

    Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

    Открытое пространство и растительность

    Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

    Искусственные объекты и сооружения

    Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

    5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

    Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

    5.7.3. Специальные условные знаки

    Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

    Лыжни

    Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

    В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

    Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

    801 Очень широкая лыжня > 3 м

    Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

    Ширина 0,85 мм

    802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

    Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    Ширина 0,60 мм

    803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

    Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

    Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

    Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

    805 Дорога, покрытая снегом

    Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

    Цвет: чёрный.

    Ширина линии 0,7 мм

    806. Загрязненная или малоснежная дорога

    Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота 3,0 мм

    807. Непроезжая автомобильная дорога

    Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

    Цвет: черный

    808. Закатанная область

    Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

    Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

    809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

    Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

    Цвет: верхний фиолетовый.

    Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

    Другие знаки

    810. Контрольный пункт и точка центра

    Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

    Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

    Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

    811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

    В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

    Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

    Цвет: верхний фиолетовый

    812. Место запасного оборудования

    Место для запасного оборудования в районе соревнований.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота: приблизительно 10 мм

    International orienteering federation 2000 Radiokatu 20, fi-00093 slu, Finland - http://www.Orienteering.Org map committee

    IOF Map Committee ISOM 2000 Info Desk

    Перевод с английского: Александр Глушко

    Подготовка к публикации: Вячеслав Глушко

      Введение

      Общие требования

      Элементы карт для бега с ориентированием

      Описание условных знаков (бег с ориентированием)

      Формы земной поверхности (рельеф)

      Скалы и камни

      Гидрография и болота

      Растительный покров

      Искусственные объекты

      Технические знаки

      Знаки для нанесения элементов дистанции

    УЗ карт для ориентирования на лыжах (редакция 2002 г.)

    Условные знаки карт для ориентирования на велосипедах

    Условные знаки карт для ориентирования по трассе

    Основные принципы составления карт для паркового ориентирования

    1. Введение

    Ориентирование - интернациональный вид спорта. Единый подход к составлению и оформлению карт для соревнований является существенным фактором для ведения честной спортивной борьбы и дальнейшего развития этого вида спорта.

    Эти условные знаки (УЗ) должны использоваться вместе с правилами, установленными Международной Федерацией по спортивному ориентированию (IOF) для проведения соревнований по спортивному ориентированию (СО). Для мероприятий IOF отклонение от стандартов, определяемых этими УЗ, допустимы только с санкции комитета по картам IOF. Для других соревнований такая санкция должна даваться соответствующими комиссиями национальных федераций. На основе УЗ для бега с ориентированием существуют УЗ для других видов СО (лыжное ориентирование, ориентирование на велосипедах и др.). Цель настоящих УЗ для карт, используемых в СО, обеспечить стандартизацию карт, отображающих различные типы местности, для занятий ориентированием.

    2. Общие требования

    2.1 Ориентирование и карта

    Задачей спортсмена ориентировщика является, в возможно кратчайшие сроки, преодолеть дистанцию, оборудованную на местности, с использованием карты, получаемой на старте, и компаса. Как и в любом другом виде спорта, главным является равные условия для всех участников. От качества составления карты и ее оформления во многом зависит планирование и постановка хороших дистанций, справедливых для всех спортсменов ориентировщиков.

    С точки зрения спортсменов, точная и разборчивая карта является надёжным руководством для выбора оптимального варианта движения и его надёжного исполнения, чтобы максимально использовать свои физические возможности и умение ориентироваться. Выбор пути движения теряет всякий смысл, если карта необъективно отображает окружающую действительность, или она плохо читается.

    Вся информация о существующих препятствиях (скалы, водные преграды, проходимость и т. п.), наличии и развитости дорожной сети, классификации затрудняющих или облегчающих бег объектов, позволяет спортсменам принимать правильные решения при выборе вариантов движения, для этого необходима карта точно и достоверно передающая такую информацию. Иначе говоря, никто не должен получить преимущество или пострадать из-за дефектов карты (неточностей, недостоверности передачи информации, плохой читаемости и т. п.) Общим является правило - спортсмены не должны замечать погрешностей карты. Точность карты в целом зависит от точности измерений местоположения, высоты и формы объектов.

    Для планирования дистанции, позволяющей проявить все имеющиеся у спортсменов способности, планировщику дистанций необходимо иметь достоверную, точную, однозначно и разборчиво читаемую в соревновательных условиях карту. Чем лучшую карту имеет планировщик дистанций, тем больше он имеет шансов подготовить хорошие дистанции, создающие равные условия, как для участников элитных групп, так и для новичков. Информация о местонахождении объектов, получаемая с карты, должна гарантировать, что спортсмен, использующий компас и контролирующий расстояние шагами, не заметит никаких отклонений. Отклонения менее 5% удовлетворяют таким требованиям к точности.

    Контрольные пункты (КП) - наиболее важная составляющая часть дистанции. Взаимосвязь точек расположения КП с окружающими объектами должна быть отображена достоверно и карта должна отображать полную, точную и подробную информацию о местности. Для международных соревнований вся информация на карте должна соответствовать дате проведения соревнований. Если на день соревнований произошли изменения, то карта должна быть исправлена.

    Для составителя карт важно знать, какие характеристики и как отображать на карте. Наличие спортивного опыта важно для понимания основных требований предъявляемых к спортивным картам.

    Для того чтобы карта хорошо читалась и была понятной, используются как различные цвета, так и различные условные знаки, символы. Мы будем работать со спортивной картой, которая сделана специально для ориентирования.

    Правила картографии, которыми пользуются для подготовки спортивных карт, являются международными. Это означает, что, если вам вдруг в Японии попадется в руки спортивная карта, вы сможете без проблем «прочитать» ее.

    Белый означает лес

    Коричневый чаще всего относится к рельефу. С его помощью обозначают горы, холмы, ямы и тому подобное. Коричневый используется также для обозначения гравийных и асфальтовых поверхностей.

    Желтый обозначает открытое пространство. Это могут быть газоны, поля, луга и полянки.

    Зеленый обозначает плотность Растительности и степень проходимости леса. Чем темнее зеленый цвет, тем труднее пройти через него, например, густые посадки.

    Голубой : озера, реки, ручьи,; болота, канавы (все, что связано с водой)

    Черный обозначает объекты деятельности человека: дорожки, тропинки, каменные стены, линии электропередач, дома и т.д. Кроме того камни и скалы тоже передаются черным цветом.

    Растительность


    Открытое пространство. Местность без деревьев и кустов, поле, луга.
    Лес: легко бежать. Открытый лес в котором нет препятствий для бега
    Лес: медленный бег.
    Лес: трудный бег.
    Растительность: очень трудно или невозможно бежать, непроходимость.
    Фруктовый сад.
    Виноградники.
    Четкая граница растительности.
    Особый объект растительности.
    Широкая просека.

    Гидрография и болота



    Искусственные сооружения

    К ним относится все то, что имеет неприродное происхождение, например дороги, ограды, туннели. В лесу часто можно встретить сооруженные людьми кормушки, шалаши, скамейки, которые также являются ориентирами и отображаются на карте.

    Дороги, просеки и тропы используются спортсменами и как ориентиры, и как пути движения. Дороги различаются по покрытию и ширине и со временем подвержены значительным изменениям.


    Шоссе.
    Улучшенная грунтовая дорога
    Грунтовая дорога.
    Маленькая тропа.
    Узкая просека. Просека. Узкая вырубка в лесу, прогалина, которая хорошо заметна в лесу.
    Железная дорога.
    Электролиния.
    Туннель.
    Каменная стена. Каменная стена, вал, насыпь, которая составлена с камней различного размера
    Разрушенная каменная стена.
    Высокая каменная стена.
    Ограда.
    Разрушенная ограда.
    Высокая ограда.
    Проход в ограде.
    Строения. Имеет жилищное или хозяйственное назначение.
    Маленькое строение.
    Руины.
    Могила.
    Трубопровод.
    Высокая башня.
    Маленькая башня.

    Рельеф

    Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности - возвышений и понижений. Горизонталь – линия, соединяющая точки рельефа, находящиеся на одной высоте. Короткие штрихи поперек горизонталей называют берштрихами, они показывают направление понижения склона.

    Рельеф - коричневые линии на карте

    Горизонталь (основная горизонталь). Промоина. Очень узкая впадина, глубокое ущелье с крутыми незадернованными склонами и характерным, как правило, сухим водотоком.
    Линия ската, бергштрих. Маленький холм, микробугорок.
    Земляной обрыв. Холм, бугор.
    Земляной вал. Впадина, яма.
    Маленький земляной вал. Маленькая впадина, микроямка


    Скалы и камни

    В этой главе мы разберем более подробно, что означает знаки, показанные на карте коричневым цветом, и, как мы уже отмечали ранее, эти знаки показывают различия в высоте. В первую очередь мы сосредоточимся на сплошных коричневых линиях, расположенных на карте. Они называются горизонтали. Чтобы понять, что именно они обозначают, давайте в дальнейшем рассматривать местность, изображенную на карте, с точки зрения вверх или вниз. Для ориентирования недостаточно направлений вперед, назад, вправо и влево, которыми мы оперируем при рассмотрении плоской местности. Необходимость учитывать рельеф местности может показаться слишком сложной, но овладение этим пониманием откроет вам двери к возможности справиться с более сложным ориентированием.

    Слева вы видите рельефную картинку, на которой видны все неровности местности. Справа - спортивная карта этого же места.

    Рельеф на карте изображается кривыми непрерывными линиями - горизонталями

    Первый шаг на пути изучения рельефа - это понимание, что чем больше горизонталей нарисовано на карте, тем выше склон в этом месте, чем ближе друг к другу изображены горизонтали, тем склон круче

    Следует разобраться, где на карте обозначается понижение (лощины, ямы), а где возвышенности (холм, бугор и т.д.), а также, где именно самая высокая точка на холме. Это наглядно видно на рисунке, где отмечены эти места.

    Бергштрих - короткая черточка, ставится перпендикулярно горизонталям, указывает на карте падение склона.

    . Обычно, различие в высоте, обозначаемое с помощью горизонталей, составляет 5 м и называется сечение рельефа. Сечение рельефа указывается на карте. Сечение рельефа: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа.

    Как пользоваться картой?

    Теперь вы знаете, как устроена карта и, что она состоит из различных цветов и условных знаков. Чтобы пользоваться картой, суметь ее «прочитать», важно чтобы она соответствовала местности. Карту можно сравнить с кусочком мозаики или пазлом. Фрагмент пазла можно поместить в полотно, только вернув его одним конкретным образом. То же самое и с картой. Она правильно отображает местность только тогда, когда она развернута одним определенным способом, а именно: север карты всегда должен совпадать с севером на местности.

    В зависимости от того, в каком направлении вам нужно перемещаться, вам понадобиться поворачивать карту, «читать» ее снизу вверх или справа налево и т.д. На рисунке ниже показана карта, сориентированная относительно местности. Объекты справа от спортсмена, например, река и мост, находятся также справа на карте. Два больших домика расположены за дорогой, а домик поменьше и ЛЭП находится слева от спортсмена.

    Когда вы правильно ориентируете карту, становится просто сравнивать ее с местностью.

    Прием «большого пальца» и свернутая карта облегчают ориентирование.

    Используйте прием «большого пальца»

    Процесс чтения карты может стать проще, если каким-либо образом отмечать на карте, где вы в данный момент находитесь. Очень удобно делать это с помощью приема «большого пальца». Это означает, что вы концом большого пальца (или углом платы компаса) указываете на точку в карте, где вы находитесь в данный момент. Когда же вы перемещаетесь по местности, вы также перемещаете и большой палец таким образом, чтобы постоянно указывать то место, где вы оказываетесь. Этот метод также работает и в случае, когда вам надо быстро найти себя в карте, если вы вдруг отвлеклись и ненадолго выпустили карту и местность из поля зрения. Иногда карта оказывается такого размера, что неудобно отслеживать ее большим пальцем, в этом случае, ее следует свернуть. Когда вы складываете карту, важно чтобы вы видели как точку, в которой находитесь, так и точку, в которую хотите попасть, чтобы вам не пришлось бесконечно переворачивать карту туда-сюда.

    Несмотря на то, что вы стараетесь тщательно отслеживать свои перемещения, иногда случается, что вы не можете в точности определить, где вы находитесь. В этом случае, самый лучший способ остановиться и сориентировать карту. После этого постарайтесь определить, в какой точке карты вы последний раз "привязались", и в то же время осмотритесь по сторонам, чтобы постараться найти отчетливый ориентир, например, тропинку, поляну или камень, который может послужить подсказкой, где именно на карте вы находитесь в данный момент. Эти меры, как правило, могут дать вам необходимую информацию, чтобы рассчитать ваше местоположение.

    Линейные ориентиры - мерила, за которые удобно держаться.

    По тропинкам и дорожкам передвигаться легче всего Когда вы выбираете путь в лесу, вам следует пользоваться помощью различных объектов местности. Самые удобные и простые объекты, вдоль которых легко ориентироваться, называются линейными ориентирами. Линейными ориентирами называют такие объекты, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции. В качестве примеров линейных ориентиров можно назвать тропинки, дорожки, канавы, ЛЭП, края полей и т.п. Вдоль этик объектов легко перемещаться и их легко различить как на карте, так и на местности. Заборы, овраги и ручьи тоже хорошо помогают Есть и другие виды линейных ориентиров, которые не такие четкие, но иногда они могут выполнять роль вперил». Некоторые примеры таких объектов: забор, овраг, край вырубки и ручей, протекающий через лес. Иногда они не такие заметные, и к тому же иногда может оказаться довольно сложно следовать им из-за растительности, в особенности это касается берегов ручья и границ вырубок. Даже холмы и болота могут выполнять функцию линейных ориентиров

    Когда вы регулярно тренируетесь и имеете некоторый опыт в ориентировании, вы обнаруживаете, что края болот или вытянутые формы рельефа могут выполнять функцию линейных ориентиров. Но все же они довольно ненадежные, поскольку существует риск перепутать холмы или болотца с похожими на местности.

    Стороны света

    В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени в это время будет указывать на север.

    Компас - помогает нам сориентировать карту

    Компас всегда был тесно связан с понятием ориентирование. Раньше, когда карты были не достаточно подробными и скорее схематичными, основным приемом ориентирования было следовать азимуту. В настоящее время с детальными, тщательно прорисованными картами компас перестает играть столь важную роль, как раньше. Акцент ставиться на то, чтобы читать карту и использовать компас для правильного ориентирования карты. Мы уже констатировали ранее, что карту обязательно надо правильно сориентировать для того, чтобы ее правильно использовать. Компас может нам в этом помочь, поскольку на всех картах есть север. Север всегда находится наверху карты. На карте всегда нанесены тонкие линии, синие или черные, расположенные в направлении север-юг. Они называются - линии магнитного меридиана. Эти линии необходимы для того, чтобы ориентировать карту с помощью компаса и для снятия азимута. Если линии магнитного меридиана расположены параллельно стрелке компаса и красная половинка стрелки компаса показывает на север карты - карта сориентирована правильно.

    Снятие азимута.

    Помимо чтения карты нужно также уметь снимать азимут и следовать ему, если невозможно использовать линейные ориентиры. Также важно уметь идти по азимуту, когда приходится перемещаться в темноте или в тумане, последнее особенно важно в горных районах.

    Как многое в ориентировании, компас с годами развивается и становится все более усовершенствованным. На данный момент существует множество различных типов компасов, каждый со своим особенным внешним видом, с различными видами шкал. Наряду с тем, что компасы бывают разных моделей, существуют также различные техники использования компаса. В ориентировании используются в основном два типа платы для компаса: традиционная - прямоугольная, и на палец.

    Использование компаса на плате для пальца

    Приложите компас к карте так, чтобы край платы компаса соединял точку, где вы стоите, с той, куда вы хотите попасть. Важно, чтобы стрелка на переднем краю платы компаса указывала в том направлении, куда вы хотели бы попасть. Начинайте ориентировать карту, поворачиваясь всем корпусом пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север карты. Затем вращайте колбу компаса до тех пор, пока север, помеченный значком N на шкале колбы компаса, не будет указывать на север карты. Если вы повернете колбу наоборот, тогда на следующем этапе вы начнете движение в противоположном направлении.
    Переложите карту в другую руку, а компас держите перед собой, параллельно земле на уровне пояса. Поворачивайтесь всем корпусом до тех пор, пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север, помеченный значком N на шкале колбы компаса. Даже сейчас вы можете ошибиться и взять курс в противоположном направлении. Прицельтесь вдоль воображаемой линии движения на какой-либо хорошо заметный ориентир на местности, например, необычное дерево. Когда вы добежите до дерева, прицельтесь еще раз на следующий отчетливый ориентир и т.д., доберетесь до нужной вам точки.

    Грубый азимут и точный азимут.

    Ориентировщики между собой часто говорят о грубом или точном азимуте. Под грубым азимутом подразумевается, что спортсмен следует в приблизительном направлении и не смотрит на компас особенно часто. Такой способ используется, когда впереди вас ждет какой-либо "упреждающий" линейный ориентир, например, поперечная тропинка или поле, и не особенно важно в какой именно точке вы попадете на этот линейный ориентир.

    Под точным азимутом имеется в виду, что спортсмен точно выдерживает направление, часто смотрит на компас и часто использует промежуточные ориентиры. Это повышает уверенность, когда вы ищете контрольный пункт, например, у камня положенного в лесу в отдалении от линейных ориентиров.

    Фрагменты карты показывают два различных примера, как можно ориентироваться с помощью компаса. Слева вы будете использовать грубый азимут на открытое пространство, а справа вы воспользуетесь точным азимутом от изгиба тропики точно на камень.

  • III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
  • Адміністративні правопорушення: поняття та ознаки та склад
  • Вероятные признаки (объективные признаки, определяемые при осмотре)