Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Как подобрать горные лыжи. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката Для чего нужны карвинговые лыжи

    Как подобрать горные лыжи. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката Для чего нужны карвинговые лыжи

    Конечно радиус поворота определяется не лыжей, а лыжником 🙂 Тем не менее у лыжи должна быть своя «любимая дуга», по которой она идет как по рельсам. Кривизна дуги меняется углом закантовки. Что особенно приятно, лыжник для вырезания «любимой дуги» лыжам вообще не нужен (его можно заменить грузом). А если желание лыжника идти по дуге совпадет с возможностями лыж резать именно такую дугу, то наверное получится совершенный карвинг. В этой заметке рассмотрю как связаны радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота для лыж Atomic Redster FIS SL 165 cm (2016).

    Напомню, что рассматриваются такие лыжи типа «клубный цех».

    На «топшите» написаны геометрические параметры: длина 165 см, Радиус 12.5 м, ширина носка 117.5 мм, талии — 65.5 мм, пятки — 101.5 мм.

    Несколько слов о математических преобразованиях. Сначала форму бокового выреза (рабочий участок) нужно чуть развернуть, чтобы ширина носка и пятки совпадала, а нулевую отметку нужно расположить на самом узком месте лыжи. Затем форму можно закантовывать. Для получения «следа на снегу» нужно полученную таким образом координату бокового выреза поделить на косинус угла закантовки. Для прогиба — умножить на тангенс. Но в этой заметке расчет прогиба не используется. Далее нужно получить координату «Х» из предположения того, что длина канта при закантовке не изменяется (то есть носок и пятка чуть сближаются). Для этого нужно вычислить из рассмотрения треугольников изменения проекции «Х» на каждом шаге измерений (он у меня через 1 см) и скорректировать это изменение длины от середины лыжи к краям суммой с «накоплением». Ну и потом развернуть полученную кривую обратно 🙂

    Если исходить из того, что форма бокового выреза укладывается в окружность, то какая получится форма следа после закантовки — мне моего воображения не хватает 🙂 Поэтому для «калибровки» построил по трем точкам (на краях и в середине) дополнительную окружность, и нарисовал ее на форме следа. Вот результат:

    Видно, что такое преобразование дает идеально круглый в масштабе графика след, то есть вполне можно говорить о радиусе поворота. Отмечу, что на углах больше 80 градусов попадание окружности в след ухудшается. Величина этого радиуса оказывается довольно сильно привязана к радиусу бокового выреза (равен 12.3 м).

    Видно, что закантовка до угла 45 градусов соответствуют изменению радиуса поворота от «исходного» 12.3 м до 8.7 м, а это с точки зрения траектории на коротких слаломных поворотах примерно одно и то же. При экстремальном угле 60 градусов радиус поворота равен 6.1 м, а это тоже не очень похоже на то, что происходит на слаломной трассе.

    Маттиас Харгин, 2017. Фото из его блога

    Около вешки лыжи визуально идут как бы «вокруг лыжника», что соответствует радиусу поворота менее двух метров. Это — область закантовок от 80 до 90 градусов! Но можно ли вообще говорить о резаном ведении дуги на таких углах?

    Обзор экспериментов по измерению закантовки и радиуса поворота

    К сожалению ответ на этот вопрос вообще не очень приятный. Резаного ведения дуги на трассе слалома нет вообще, а угол закантовки лыж не сильно зависит от того, что «хотела бы» лыжа со своей формой бокового выреза. Да и вообще, 20 лет назад тоже могли сильно кантовать лыжи с совсем другим боковым вырезом. Мне бы не хотелось самому погружаться в такие рассуждения. Для этого в сети есть научные работы. На спортсмене и лыжах размещаются датчики, проход по трассе фиксируется несколькими камерами, анализируется форма следа и вырезанная канавка. Статьи пишут о разном, но один из выводов который касается этой заметки одинаковый: едет лыжник, а не лыжа, угол закантовки зависит от поворота, который ему нужно сделать, от техники, от скорости, от покрытия… Про боковой вырез лыжи вспоминают редко 🙂

    Приведу рисунок с выборочными экспериментальными данными.

    Вверху нарисованы фазы поворота, снятые с реального спортсмена. На графиках данные по углам закантовки и степени дрифта (угол несовпадения лыжи направлению движения). Данные для трех лыж с разными радиусами, авторы считают, что кривые примерно совпадают. Привел рисунок для того, чтобы показать, что закантовка лыж совсем не связана с резаным ведением дуги. Приведу также графики закантовки и реального радиуса поворота, который до вешки идет с явным дрифтом, а после вешки можно сказать что с незначительным. Видно, что радиус поворота согласуется с закантовкой (сильнее закантовал — круче повернул), но слабо зависит от радиуса бокового выреза лыжи.

    В общем-то ничего нового в том, что едет лыжник, а не лыжа нет 🙂 Но тема заметки — посмотреть как «хочет» ехать лыжа. Для этого нужно понять на каких углах закантовки она может резать дугу. Четкого ответа нет. Поэтому придется полагаться на то, что вижу. На основе моих наблюдений за свободными спусками по пологой горке и покрытию типа «утренний мягкий лед» резаные дуги на всем протяжении поворота возможны на углах закантовки до 45 градусов. Соответствующий расчетный радиус поворота, равный 8.7 метра примерно соответствует наблюдаемому. Утверждать этого конечно не могу, просто имею в виду 🙂

    Радиус поворота в трассе, расчеты

    Теперь перейду к постановке трассы. В этом сезоне (2017) мы ставили 9.5 метров (или чуть меньше, чем «6 лыж «, лыжа по прямой 1.64 м) между воротами. Посмотрю, какой должен быть «развод» трассы, чтобы лыжи могли ее пройти 🙂 При ширине коридора трассы 3 метра, минимальный радиус двух сопряженных дуг (см. рисунок слева) равен 7.5 метра, что соответствует углу закантовки 52.5 градусов. В принципе считается, что такая траектория не самая быстрая, ее лучше чуть «приподнять», так чтобы подходить к вешке чуть более поперек склона, а не прямо вниз как на рисунке. Это приведет к увеличение радиуса и увеличению ширины коридора траектории. Но здесь этим заниматься не буду.

    Математически коридор (W ) может меняться от нуля (радиус равен бесконечности) до расстояния между воротами (L ). В диапазоне ширины коридора траектория может быть описана сопряженными окружностями. Этот предел соответствует углу в 45 градусов между прямой соединяющей ворота и направлением вниз. В нашем случае такая ширина составляет 6.7 метра, соответствующий радиус равен 3.4 метра, что соответствует углу закантовки 74 градуса. Общая формула радиуса траектории в этом диапазоне такая: . Поскольку у лыжи есть максимальный радиус, равный 12.3 метра, то это накладывает ограничение на минимальный развод трассы, равный 1.84 метра (соответствующий угол закантовки «равен» нулю 🙂 То есть, если коридор трассы меньше, чем 1.84 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой вертикальный участок. А если коридор трассы больше, чем 6.7 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой горизонтальный участок, а радиус поворота на круглых частях траектории должен быть равен половине составляющей по склону вниз расстояния между воротами .

    В диапазоне ширины коридора трассы от 1.84 до 6.7 метра расчетные радиусы траектории и соответствующие им углы закантовки выглядят так:

    К сожалению, при постановке трасс в прошедшем сезоне (2017) расстояние между воротами отсчитывал лыжами строго, а поперечный «развод» ставил «на глазок». Поэтому точно сказать про ширину коридора наших трасс не могу. Больше так не буду 🙂

    Виталий Сизов ставит трассу. Фото — Сергей Ежов Виталий Сизов

    Обратился к Виталию Сизову, он ставит ширину коридора трассы строго, измеряет лыжами. Ставит вешку, потом следующую, потом от этой вешки сдвигается по горизонтали, пока не окажется точно под верхней вешкой. И считает лыжами. Не для каждой вешки, но для проверки. Виталий сообщил такие параметры: «Если расстояние между вешками – 6 лыж, то расстояние по горизонтали – 1.5 лыжи — открыто, 2 лыжи — нормально, 2.5 лыжи – закрыто».

    Если перевести это в ширину коридора в метрах и в соответствующий расчетный угол закантовки, то получается так:

    • «Открыто», ширина = 2.5 метра, радиус поворота = 9.0 м, угол закантовки = 43 градуса;
    • «Нормально», ширина трассы = 3.3 метра, радиус поворота = 6.8 метр, угол закантовки = 56 градусов;
    • «Закрыто», ширина трассы = 4.1 метра, радиус поворота = 5.5 метров, угол закантовки = 63 градуса.
    Александр Мистрюков

    Александр Мистрюков сообщил, что ставит «на глаз», на крутом склоне примерно 5 метров (R = 4.5 м, угол = 68.5 град).

    В общем, получается, что для «прорезания» слаломной трассы нужно владеть ведением лыж с углом закантовки примерно 60 градусов. Нужно еще учесть, что в расчетах перекантовка происходит мгновенно. На самом деле конечно такого нет, наверное в частности поэтому форма дуги в трассе не окружность, а «запятая», а кантовать нужно больше. Но и траектория чуть большего радиуса, поскольку «шире и выше». Поэтому скорее всего в целом расчетный угол закантовки и реальный примерно совпадают.

    Угол закантовки 45 градусов, о котором упоминал выше как типичный для резаной дуги в свободном катании — вообще «ни о чём». Это соответствует коридору трассы всего 2.6 метра. Причем обидно, что если совсем не кантовать лыжи, то коридор трассы 1.84 метра. То есть всего 76 см дополнительной ширины между вешками соответствуют переходу от плоского ведения лыж, до угла 45 градусов. Получается, что умение кантовать лыжи до угла 45 градусов мало чем отличается от совсем не умения их кантовать 🙁

    Учитывалась только геометрия. Крутизна склона, перегрузки, сцепление с склоном в расчет не принимались. Тем не менее, действительно, слаломные лыжи могут «сами» пройти слаломную трассу 🙂 Надо только уметь мощно их кантовать и не «сходить с рельсов».

    Вывод

    У слаломных лыж действительно есть своя «любимая» дуга, на которой они могут прорезать типичную (в любительском понимании) слаломную трассу. Но без умения резать дуги с углами закантовки от 60 градусов к этой любимой дуге не приблизишься 🙂

    Основные характеристики лыж:
    — длина (ростовка)
    — ширина
    — жесткость (средняя, статическая/динамическая)
    — распределение жесткости по длине лыжи
    — торсионная жесткость (жесткость на скручивание)
    — геометрия (глубина бокового выреза, радиус бокового выреза, закон (форма) бокового выреза)
    — ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
    — длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи)
    — вибрационная характеристика (способность лыжи поглощать вибрации)
    — ударопоглощение.

    На что влияют эти характеристики?
    1. Длина
    Более длинная лыжа:
    — стабильнее на скорости (при плоском ведении лыж)
    — больше момент инерции — лучше стабилизируют положение корпуса
    — легче сбрасывать скорость (большая длина канта), особенно при катании в горах
    — лучше идут по целине (глубокому снегу)
    Более короткая лыжа:
    — легче поворачивать (более верткие)
    — лучше кататься на коротких склонах (успеешь сделать больше поворотов)
    — лучше на льду (больше удельное давление на кант — лучше зарезаются в лед)
    — лучше на буграх (более верткие)
    — легче по весу.

    2. Ширина
    Более узкая лыжа:
    — лучше на льду (в пределе — конек)
    — лучше на буграх
    — более «живые» и поворотливые
    — более легкие по весу
    Более широкая лыжа:
    — лучше идет по глубокому снегу/целине
    — выше стабильность на скорости (на ровном склоне)
    — выше устойчивость (уверенность)

    3. Жесткость лыжи
    Более мягкая лыжа:
    — начинает правильно работать (прогибаться по дуге) с меньших скоростей
    — лучше амортизирует неровный рельеф
    — правильно сконструированные мягкие лыжи
    лучше держат на льду (при ведении лыж на кантах)
    — лучше идут по целине (мягкому снегу) Более жесткая лыжа:
    — более импульсные — более мощное катание, мощная переброска из поворота в поворот
    — лучше держат на льду (при поперечном проскальзывании канта)

    4. Геометрия
    На инфоблоке и в каталогах как правило имеется следующая информация:
    140 — ростовка лыжи в см
    110/73/99 — промеры лыж в мм: ширина носка, талии и задника соответственно
    11,7 — радиус бокового выреза в м.
    Последние две величины, то есть промеры и радиус бокового выреза, определяют так называемую «геометрию» лыжи. Радиус бокового выреза измеряется по специальной методике, и по нему можно судить о способности лыж к карвинговому повороту.

    Чем больше боковой вырез (меньше радиус бокового выреза), тем более лыжа стремится идти по дуге и, следовательно, позволяет лучше контролировать скорость при карвинговом катании.

    Чем меньше боковой вырез (больше радиус поворота), тем более лыжа стремится идти прямо, следовательно, позволяет более скоростное катание.

    Лыжи с большим (глубоким) боковым вырезом (малым радиусом бокового выреза):
    — легче входят в поворот
    — лучше держат на льду и на крутом склоне (при ведении лыж на кантах)
    — хуже держат на льду (при боковом соскальзывании канта)
    — хуже идут по буграм и неровностям.
    Чем меньше ростовка лыжи, при одних и тех же промерах, тем более круто лыжа способна поворачивать при карвинговом катании.

    5. Ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
    Чем уже талия, тем выше скорость перекантовки (легче входить в поворот) и управляемость, чем шире — тем лучше лыжа ведет себя в глубоком снегу.

    6. Длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи):
    Большая длина носка — лучше поведение на глубоком снегу, лыжа лучше всплывает в целине. Меньшая длина носка — более легкий и быстрый вход в поворот.

    Виды современных лыж:
    — Рейслинг — спортивные — для участия в соревнованиях, для специального слалома, слалома-гиганта, могула и т.д.
    — Фрирайд — лыжи для катания вне подготовленных склонов в основном в целине (глубоком пушистом снегу), например, Salomon AK Rocket.
    — Олмаунтэн — универсальные всерельефные (самые универсальные, для любых склонов и снежных условий, например, Salomon X-Scream.
    — Фрикарв — для экспертного катания в основном по подготовленным склонам, хотя в этой группе можно выделить так называемые универсальные карвинговые лыжи, менее чувствительные к неровному рельефу — например, Salomon Crossmax.
    — Спорткарв — для любительского катания на невысоких скоростях в основном по подготовленным склонам.
    — Фристайл новой школы — трюковое катание и прыжки как в сноупарке, так и на обычных склонах с различной степенью подготовки, например, Salomon Teneighty.
    — Суперкарв, или Фан-карв, или радикальный карвинг — «карвинговое» катание, как правило, без палок, с сильным завалом корпуса на склон. За счет чрезвычайно глубокого бокового выреза при катании возникает сильная центробежная сила, например, Salomon Axecleaver серии Streetracer.
    — Скиборды, или сноублейды — специальные карвинговые лыжи длиной, как правило, менее 1 м. Выпускаются с облегченным креплением без возможности автоматического срабатывания при падении, что разрешено международными нормами безопасности при условии, что лыжи короче 1 метра

    Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова , которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.

    Карвинговые горные лыжи

    Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.

    Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.

    Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.

    Что такое карвинг

    Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.

    Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:

    1. Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
    2. Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
    3. Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).

    Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).

    Для чего нужны карвинговые лыжи

    Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.

    Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.

    Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.

    Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:

    1. Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.

    Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.

    1. Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.

    Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.

    1. Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.

    К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.

    Универсальные горные лыжи (All mountain)

    Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.

    All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.

    Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую:)

    Ширина универсальных лыж

    Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.

    Универсальность по технике и боковой вырез

    Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.

    Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.

    Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.

    В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.

    Радиус поворота

    Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.

    Рокер на универсальных лыжах

    В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.

    В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).

    Для чего нужны универсальные лыжи

    По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).

    Лыжи для фрирайда

    Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.

    Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

    Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.

    Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

    При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

    Как подобрать горные лыжи по характеристикам

    Радиус горных лыж

    Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

    Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

    Ширина горных лыж

    Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

    Геометрия горных лыж

    Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

    Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

    Жесткость горных лыж

    Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

    Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

    Как подобрать горные лыжи по росту

    Ростовка горных лыж

    При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

    Тонкости при подборе горных лыж по росту

    Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

    Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

    Желаем удачных покупок и отличного катания!