Войти
Секреты красивой фигуры
  • Что выбрать: футбол или хоккей?
  • Тяга в наклоне т образной штанги
  • Как убрать жир с ляшек за неделю – самые эффективные упражнения!
  • Какими упражнениями можно заменить приседания со штангой Упражнения заменяющие приседания
  • Как быстро накачать мышцы рук
  • Что такое сплит система тренировок Общеоздоровительная система тренировок
  • Федор смолов перейдет в цска. Фёдор смолов – о “краснодаре”, цска и сборной россии

    Федор смолов перейдет в цска. Фёдор смолов – о “краснодаре”, цска и сборной россии

    Гендиректор ПФК ЦСКА Роман Бабаев обстоятельно и честно – о составе, трансферах, посещаемости и перспективах.

    Несмотря на то, что ЦСКА никого не купил в это трансферное окно, интерес к «армейской» кухне все равно остаётся повышенным. С гендиректором клуба Романом Бабаевым мы договаривались пообщаться давно, но интервью каждый раз переносилось из-за его занятости. Зато когда, наконец, встретились и поговорили - узнали много нового и интересного.

    Начали, конечно, с поздравлений. Впервые за 11 раз, когда ЦСКА участвовал в групповой стадии Лиги чемпионов, команда стартовала с победы. При том, что состав был слабейшим за последние годы. С последним тезисом Бабаев спорить не стал.

    По крайней мере, по именам - Вагнер, Думбия, Муса, Хонда, Эльм - в атаке мы раньше выглядели более ярко, - говорит гендиректор ЦСКА. - Это факт. Но причинно-следственную связь между составом и победой искать не стоит. Это не более, чем стечение обстоятельств.

    - Какой итоговый результат ЦСКА в этой Лиге чемпионов вас удивит?
    - Если удастся повторить наше лучшее достижение - дойти до четвертьфинала. В нынешних обстоятельствах это отличный результат для любого российского клуба. В нашем случае это будет вдвойне приятно, ведь кроме ЦСКА в современном формате ЛЧ никто из наших команд до 1/4 финала не добирался.

    Вы считаете, это реально: иметь такую планку ожиданий с нынешним составом ЦСКА? Без скамейки и без добротного нападающего?
    - Если не ждать и не верить, зачем вообще играть? В предыдущие розыгрыши мы могли рассчитывать на лучший результат, но в силу ряда причин занимали четвёртое место. Хотя вспомните наших соперников по группе - это были не последние команды в Европе. В нынешней ситуации мы не считаем попытку выйти из группы ЛЧ бесперспективной. Фаворит на бумаге - не всегда фаворит по факту. Да, у нас нет опытного нападающего. Я не провожу параллели, но сборная Испании тоже выходит играть без форварда и громит сборную Италии. Да, нам хотелось бы видеть в команде Вагнера в его лучшей форме. Но какой смысл дискутировать на эту тему, если есть те, кто есть. Команда и тренерский штаб объективно и спокойно относятся к сложившейся ситуации. Стараемся выжать максимум.

    «Мне понравился мэм про ЦСКА через 30 лет»

    - Мог ли ЦСКА кого-то купить этим летом?
    - Из собственных средств, скорее всего, нет. Рассматривали варианты с арендой или подписанием свободного агента. Но финты с возвращением Думбия из «Ромы» или трансферами Натхо и Ерёменко не могут происходить системно в каждое трансферное окно. Для этого должно совпасть множество факторов, которые не всегда зависят от клуба. А брать футболистов для количества мы с тренерским штабом и акционерами посчитали бессмысленным.

    ЦСКА нужны качественные игроки, хотя бы сопоставимые с теми, кто уже есть в команде. Таких бесплатных вариантов найти не удалось. Но катастрофы в этом не вижу. С оговоркой по нападающему, состав у нас укомплектованный и боеспособный. Это доказывают и результаты прошлых сезонов - три золота и два серебра. Мы ведь не только в это трансферное окно никого не приобрели. Здорово, когда есть возможность обновлять состав и брать классных футболистов из Латинской Америки и Европы, но, когда её нет, это не означает, что команда не способна бороться.

    - Видели забавный мем про состав ЦСКА через 30 лет?
    - Видел (улыбается).

    - И как он вам?
    - Мне понравился. Чувство юмора в такой ситуации очень помогает. Мы постоянно обсуждаем эти темы в команде, и мне приятна реакция ребят. Многие бы, наверное, бросили вёсла, видя, что усиления нет, но к нашим парням это не относится. Лозунг наших болельщиков «Не отступать и не сдаваться» для команды является посылом к действию. Многие результаты, в том числе и победа над «Бенфикой», были добыты во многом за счёт характера и опыта.

    Учитывая первый матч в группе, ЦСКА уже заработал как минимум € 16,2 млн в Лиге чемпионов. Почему их нельзя потратить на покупку форварда?
    - Акционеры вложили огромные средства в реализацию проекта стадиона и, как и все в стране, попали в тяжёлую экономическую ситуацию. Я уже и не говорю о девальвации рубля. 70% расходов клуба являются валютными, потому что это зарплаты футболистов. При этом 70% дохода клуба - рублёвые: билеты, спонсоры и так далее.

    - ЦСКА не перевел зарплаты в рубли?
    - Нет. Как можно объяснить Витиньо, что он будет получать зарплату в рублях, когда, образно говоря, он вообще не знает, что это за валюта?

    - Хорошо. Но россияне-то знают: Игнашевич, Акинфеев, Березуцкие, Дзагоев.
    - А вот такой подход был бы нечестным. Команда на поле одна. Нам нужно было сказать ребятам, что в плане зарплаты принцип «один за всех и все за одного» теперь не действует? В других финансовых вопросах игроки во многом шли на встречу. Перевести зарплаты в рубли было бы возможно, если бы в ЦСКА играли только россияне. Конечно, можно было бы «прогнуть» и легионеров, но, во-первых, это не наш метод, а во-вторых, это сложно с юридической точки зрения. То есть футболист приезжает к нам на условный € 1 млн в год, а теперь он будет получать 500 тысяч, так как курс изменился.

    Итак, деньги, полученные в этой ЛЧ, очень пригодятся в погашении кредита. А если бы ЦСКА не прошел АЕК или «Янг Бойз»? Клуб бы закрылся?
    - Пришлось бы изыскивать дополнительные источники дохода.

    - Какие?
    - Кредитование, продажа футболистов и т.д. Тот факт, что мы сохранили основной состав, за исключением Тошича, является для ЦСКА своего рода успехом трансферного окна. Также удалось продлить контракт с Фернандесом до 2022 года.

    Тошич отказался от понижения зарплаты в ЦСКА. Но вряд ли он получает в «Партизане» больше, чем мог бы в Москве – даже с учетом понижения?
    - Думаю, он получает меньше.

    - Почему он тогда не остался в ЦСКА?
    - С Зораном не было финансовых разногласий. Но он должен был смириться со статусом игрока запаса в силу объективных причин: смены тактики, возраста и последствий травм. Над продолжением сотрудничества долго думали и Тошич, и клуб. У Зорана, кстати, были интересные варианты с большой зарплатой в Китае и других азиатских чемпионатах. Но он решил стабильно играть на родине, а не гнаться за деньгами. Учитывая, сколько Тошич сделал для команды, нам хотелось проводить его достойно. Думаю, Зоран ещё не раз приедет в Москву - возможно и сотрудничество на почве футбола.

    «По Головину были предложения из АПЛ – мы договорились подождать»

    - Самый крутой актив ЦСКА - Марио Фернандес. Почему он до сих пор в команде?
    - Если вы замечали, ребята всегда уходят из ЦСКА с очень большой неохотой. Даже Муса сомневался, когда поступило предложение от «Лестера».

    - Вы серьезно?
    - Не скажу, что он думал долго, но вариант остаться Ахмед рассматривал.

    - Чем вы это объясняете?
    - Ребята привыкают и к хорошей, можно сказать, семейной атмосфере, и к успехам. В случае с Марио - такая же ситуация, ему здесь комфортно. Но это не значит, что Фернандес точно останется в ЦСКА до конца карьеры. К тому же, к нам пока ни разу не подходил его агент со словами: «Есть предложение, футболист хочет уйти».

    А что по Головину? К нам в гости недавно приходил главный тренер «Спартака» Массимо Каррера и он прямо сказал: «Удивлен тем, что Головин до сих пор играет в России».
    - По нему предложения были.

    - Откуда?
    - Из Англии, в том числе один топ-клуб. Но мы вместе с Сашей посчитали, что это преждевременно. Кроме этого, предложенные условия, на наш взгляд, были существенно ниже рыночных. По-моему, сам Саша согласился и воспринял всё адекватно. Саша находится в самом начале своей карьеры, и если он продолжит играть так, как сейчас, то предложения ещё поступят. Даже пример Мусы показателен - не всегда тех качеств, позволяющих тебе быть топ-игроком в России, хватает, чтобы выходить в АПЛ со скамейки. Есть риск оказаться в глухом запасе.

    - Сколько Головину нужно времени, чтобы созреть?
    - Как минимум, до конца сезона. Мы сыграем ещё не менее пяти матчей Лиги чемпионов, и надеюсь, что будем бороться за призовые места РФПЛ. Каждый матч для Саши очень ценен и даёт ему необходимый опыт для возможного переезда в Европу, где каждая игра - как в Лиге чемпионов. Так что допускаю, что переход может случиться уже летом следующего года.

    - А какая ситуация с Дзагоевым? Алан часто говорил о том, что хочет уехать в Англию. Вас это не пугает?
    - Только радует. Если футболист ставит себе такую амбициозную задачу, то понимает, что скауты будут рассматривать его под микроскопом. Такие специалисты не ориентируются на парочку удачных матчей, а рассматривают всю карьеру игрока. Хотя Алану дополнительная мотивация никогда не нужна - он всегда даёт команде всё, что может.

    - С Оланаре зимой вы наверняка расстанетесь? Как кажется со стороны, футболист исчерпал все кредиты доверия.
    - Если бы мы не знали, как он умеет играть в футбол, можно было бы ставить на нём крест. Вспомните, как он достойно выглядел в свой первый приезд. Хотя нужно понимать, что он приходил в ЦСКА бесплатно. Конечно, процесс восстановления Аарона затянулся. Впрочем, врачи об этом предупреждали. До зимы шансы нападающему будут предоставлены, а затем будем принимать решение по поводу его будущего. Радует, что на этом фоне молодёжь пытается справиться с ответственностью, которая на нее упала. Клуб всегда уделял большое внимание школе. Урезав трансферный бюджет, ни одного рубля мы не отняли у Академии ЦСКА.

    «Хотели взять в аренду Мусу, Вагнера или Думбия»

    - Давайте теперь о том, кто мог перейти в ЦСКА, но не перешел. Насколько нам известно, ЦСКА пытался этим летом вернуть Мусу.
    - У вас правильная информация. Мы общались с Ахмедом, но, как я уже говорил, такие финты не могут удаваться постоянно.

    - Почему не удалось в случае с Мусой?
    - Как мне кажется, Ахмед сейчас находится в подавленном состоянии, и ему очень хочется доказать, что он достоин играть в АПЛ. Именно в АПЛ, а не просто в Англии, например, в «Чемпионшипе». Поэтому вариант с арендой в «Халл Сити» он тоже отверг. Я очень переживаю за Мусу - на мой взгляд, это самый адаптированный к европейскому футболу игрок, выходивший в последнее время из РФПЛ.

    Вагнер и Думбия забивают за свои клубы – «Аланьяспор» и «Спортинг» соответственно. Их не рассматривали, как возможное усиление?
    - Рассматривали, общались с агентами ребят.

    - И?
    - Мы сами себя бы удивили, если бы вернули Сейду в третий раз. Хотя со «Спортингом» мы общались. Португальцы только-только подписали контракт с Думбия, где у него наконец стало получаться. Логично, что они не хотят его отпускать.

    - А что по Вагнеру?
    - Турки не рассматривали вариант с арендой их лучшего бомбардира. Сейчас и Вагнера, и Думбия невозможно было вернуть без серьёзных финансовых аргументов. Наверное, если бы у нас были деньги, мы могли просто приобрести нападающего. Но сейчас мы видим, что на трансферном рынке происходит нечто за гранью добра и зла - алогичные суммы абсолютно не привязаны к рынку.

    - Вы о трансферах Неймара и Дембеле?
    - Не только. Самое страшное не в том, что Неймар и Дембеле стоят 222 и 105 млн, а то, что футболисты за 2-3 млн стоят около десяти, и мы это почувствовали на себе. Чтобы купить футболиста уровня Вагнера или Думбия, нужно закладывать около € 20 млн минимум. Конечно, можно купить 17-летнего парня за 5-7 млн и ждать, но в таком случае нет никаких гарантий.

    «Смолов был готов играть за ЦСКА – «Краснодар» отказал»

    - Сколько ЦСКА готов потратить на трансфер? Максимум?
    - При нынешних условиях - нисколько. В перспективе наш психологический потолок - € 10-11 млн, что и является нашим рекордом.

    - Рекорд – это покупка Фернандеса?
    - И Витиньо. Суммы, заплаченные за них, примерно сопоставимы. Думбия стоил ощутимо меньше.

    В ЦСКА не жалеют, что два года назад отказались от покупки Смолова? Сейчас он прилично вырос в цене. И тоже был бы чудесным активом.
    - Во-первых, он тогда тоже стоил немало. Во-вторых, в тот момент мы вели переговоры по аренде Думбия, а это тоже затраты. Понятно, что мы ничего не платили, но «Рома» уменьшила сумму, которую должна была нам заплатить. Поэтому стоял выбор: Смолов или Думбия. Думаю, ни один специалист тогда не выбрал бы Фёдора. Хотя мы понимали, что Смолов - очень хороший футболист, у которого в тот момент просто был сложный период. Но мы сделали выбор в пользу бомбардира, который только-только нас покинул.

    - Подытожим: вы ни о чем не жалеете?
    - Я жалею о том, что тогда не было возможности подписать обоих игроков – и Смолова, и Думбия.

    - Этим летом вы могли взять Смолова в аренду?
    - Мы не стеснялись рассматривать любые варианты. И этот в том числе. Причем были хорошие шансы подписать Смолова на полгода, до зимы. Фёдор был готов даже на понижение зарплаты ради перехода в ЦСКА.

    - Но?
    - «Краснодар» не был готов отпустить его. При этом я не могу сказать ни слова упрёка в адрес руководства этого клуба, которое ответило нам отказом. Собственно, в первом же матче после этого решения Смолов сделал дубль в ворота «Динамо» и показал, что он большой профессионал.

    «Дзюба не подошел бы под игровую модель ЦСКА»

    - В «Зените» не имеет постоянного места на поле Дзюба. В ЦСКА нет опытного и качественного нападающего. Вы могли бы найти друг друга. Или этот вариант был недопустим с идеологической точки зрения?
    - Скорее, да. Если ЦСКА ещё может посчитать, что противостояние клубов не столь принципиально, когда речь идёт о спортивных задачах, то мнение болельщиков мы не можем не принимать во внимание. Успех футболиста во многом зависит от того, как его примут фанаты. Но это было не единственной причиной.

    - А что еще?
    - Мы посчитали, что под нашу игровую модель Дзюба не совсем подходит. Ну и, конечно, высокая зарплата.

    - Возможно ли возвращение в ЦСКА Романа Ерёменко по истечению срока дисквалификации?
    - Мы никогда не ставили на Роме крест по причине имиджевых потерь. Каждый может оступиться, и мы до последнего его поддерживали. Другой вопрос - сможет ли он вернуться на прежний уровень после дисквалификации. Если желание будет обоюдным, его возвращение вполне может произойти.

    Долгое время у ЦСКА, который не меняется годами, был солидный запас прочности, на котором команда завоёвывала трофеи. Нет ощущения, что именно в этом сезоне он закончился?
    - То, что команда из года в год не меняется, - стереотип. В линии обороны появился Васин, который до этого за ЦСКА почти не играл, а сейчас приносит пользу. В полузащите и нападении - Витиньо, тот же Головин, подтягивается другая молодежь. Сейчас наиболее остро стоит проблема нападающего, а стратегически - линии обороны. Если наши ветераны, которые до сих пор остаются лучшими защитниками с российским паспортом, одновременно завершат карьеру, будем решать этот вопрос. Другое дело, что на данный момент я не вижу адекватной замены Игнашевичу и Березуцким в России. Так что, наверное, придётся обращать внимание на зарубежных футболистов.

    - Раз уж вы упомянули о Васине - клуб как-то общался с ним после допущенных ошибок?
    - Для нас очень важна философия клуба и атмосфера в команде, поэтому ни слова упрёка Васин не услышал. Наверняка тренер разбирал его ошибки, но претензии мы ему не предъявляли. В какой-то момент он стал заложником ситуации, ведь пользы он приносит тоже немало.

    «Слух о продаже клуба? Мы привыкли к таким вбросам»

    - У вас есть понимание, когда ЦСКА сможет покупать футболистов?
    - Никто не сидит сложа руки. Но в первую очередь нам нужно закрыть долларовый кредит по стадиону. Когда мы его оформляли, доллар стоил 30 рублей, теперь - в два раза больше. Мы не считаем это катастрофой. Даже многие большие клубы в Европе включают режим экономии после строительства стадиона. Надеемся, что доходы по стадиону начнут расти. Хотя офисные площади на стадионе, опять же из-за кризиса и упадка бизнеса, продаются с трудом, так же, как и VIP-ложи. Европейский футбол, и российский особенно, абсолютно неадекватен в соотношении доходов и расходов. На сегодняшний день максимальный доход от телевизионных прав, которые может получить чемпион РФПЛ, составляет порядка $ 5 млн. Этой суммы едва хватит, чтобы покрыть годовую зарплату двух-трёх ведущих игроков команды. Если бы удалось оздоровить наш футбол финансово, стало бы лучше всем.

    - Есть прогноз, когда ЦСКА удастся закрыть кредит?
    - Кредит рассчитан на 10 лет, но, конечно, это не связано с трансферами напрямую. Вполне возможно, что уже этой зимой мы сможем кого-то купить. Мы руководствуемся бюджетом, и именно поэтому единственные в России, кто не имел никаких проблем с финансовым фэйр-плей. Что касается кредита, то первые годы - самые тяжёлые, но мы благодарны руководству «ВнешЭкономБанка», которое помогло нам реализовать этот проект и идет навстречу во многих вопросах. Недавно наш стадион получил премию Правительства Москвы как лучший строительный объект по двум номинациям: и, по мнению москвичей, и по оценке профессиональной комиссии. Это очень редкое сочетание, когда совпало решение двух жюри.

    - Как в клубе отреагировали на появившуюся информация, что ЦСКА может быть продан?
    - Мы уже привыкли к таким вбросам, поэтому не отреагировали никак.

    - Насколько сильно президент клуба Евгений Гинер вовлечён сейчас в клубные дела?
    - Евгений Леннорович каждый день проводит в клубе, согласовывает все стратегические решения – трансферные вопросы, продление контрактов, бюджетирование и т.д. Он держит руку на пульсе.

    «У ЦСКА самая лояльная ценовая политика»

    - У ЦСКА большие проблемы с посещаемостью. Вы видите в этом вину клуба?
    - Да, поэтому работаем и стараемся улучшать ситуацию буквально с каждым матчем. Вчера, например, было совещание, посвящённое матчу с «Ростовом», где мы рассматривали не только технические вопросы, но и обращения болельщиков.

    - Что это за обращения?
    - Они разные. Если это касается стюардов, общаемся с ними, если жалуются на кейтеринг - обращаемся к операторам питания. Я сам наблюдаю улучшения в работе сервисов. Например, мы оперативно отреагировали на замечания по поводу ценовой политики. Экономика для нас крайне важна, в отличие от других российских клубов, у которых есть хорошо известные источники финансирования. И тем не менее мы пошли навстречу болельщикам и снизили цены на билеты, хотя это требовало согласования с ВЭБом по бизнес-плану. Теперь можно попасть на матч Лиги чемпионов за 700 рублей, а абонемент на чемпионат России купить за 4000 рублей. Из ведущих клубов это самая лояльная ценовая политика.

    За болельщиков надо бороться. Есть ощущение, что ЦСКА долго жил с философией: «Мы крутые, на нас обязаны ходить, потому что мы побеждаем. И за новых болельщиков нам бороться не надо - пусть с нами лучше будут старые, но проверенные».
    - Я с вами не согласен. Я работаю в клубе с 1999 года, и всё это время никто не сидел сложа руки, ожидая, что болельщик придёт сам. На некоторых стадионах были нерешаемые проблемы – такие, например, как логистика в Химках. Но там мы работали с химкинскими школами в поисках новой аудитории. Сейчас работаем с другими школами и вузами - например, МГУ. В соцсетях пытаемся налаживать связь с болельщиками и рассказывать о новых продуктах.

    - Что это за продукты?
    - Например, как «Клуб чемпионов», где за небольшую плату болельщики могут интересно и вкусно провести время до матча и в перерыве. Для клуба это не принесёт дохода - рассчитываем выйти в ноль. Пока мы не можем решить определённые проблемы - например, сделать обогрев стадиона во время зимних матчей. Тем не менее, очень хочется, чтобы болельщики, как сказал Гончаренко в одном из обращений, встали с дивана и пришли на стадион. Сейчас в Москве все привыкли к максимальному комфорту, но ведь это всё-таки поход на стадион на любимую команду, а не в кинотеатр.

    «Успех – место, которое позволит попасть в ЛЧ»

    - Некоторые лидеры ЦСКА годами не дают интервью. Вы считаете это нормальным? Не теряет ли от этого клуб в плане интереса к нему?
    - Этот вопрос не относится к работе с болельщиками. Да, каждый спортсмен - медийная личность, и они должны понимать, что их работа - не только выходить на поле, но и общаться с журналистами. Но не думаю, что у посещаемости и интервью есть причинно-следственная связь.

    Речь даже не о журналистах. Например, у «Локомотива» Миранчуки жарят мясо с фанатами после победы в дерби над «Спартаком», а Сёмин играет в футбол с болельщиками. А тренер ЦСКА Виктор Гончаренко дает примерно два интервью в год.
    - Если сравнивать с «Челси» или «Манчестер Юнайтед» - мы отстаём. Но, например, никто из российских клубов не проводит встречу с болельщиками так, как это делаем мы. У нас на нее попадают все желающие - хоть 30 тысяч. Мы стараемся быть открытыми, но, быть может, проблема в том, что это недостаточно сильно освещается.

    - Может, клубу вложиться в сильного маркетолога, который поможет ЦСКА привлечь людей на трибуны?
    - Мы привлекали лучшие маркетинговые компании России, заказывали исследования, но это не сработало. Можно хоть всю Москву обвешать красно-синими билбордами - это не поможет. Дело в том, что после распада СССР культура боления была утрачена. Сейчас есть стереотип, что это опасно, нестатусно и немодно. И мы, как и другие клубы РФПЛ, стараемся этот стереотип сломать. Сделать бесплатный вход? Суперменеджерский ход. Можем ещё рисовать цифры посещаемости, как это делают другие клубы. Но не хочется никого обманывать. Сейчас наша посещаемость - 16 тысяч из 27 (ещё 3 тысячи - это VIP-ложи), но это всё ещё ниже, чем мы рассчитывали. Так или иначе, работа по возвращению болельщиков ведётся. Считаю, что у нас одни из лучших программ на клубном телевидении: «По коням!», «Я ведущий CSKATV». Не хочу говорить, что мы - лучшие, а болельщик всё равно не ходит. Но это улица с двухсторонним движением. Аудитория должна быть готова к тому, что стадион, особенно зимой, это не самое комфортное место. Хотя оборудованные тёплые фудкорты и тот самый «Клуб чемпионов», надеюсь, нам помогут.

    За «Спартак», особенно после последнего чемпионства, стало модно болеть. Почему за ЦСКА никогда не было модно болеть, несмотря на множество трофеев, завоеванных командой в последние годы?
    - А вы вспомните посещаемость «Открытия Арены» сразу после постройки. Она была далеко не идеальной. Сейчас у них ситуация выровнялась, а чемпионство дало толчок. Аудитория у нас есть: мы её видим в соцсетях, это почти 2 млн подписчиков. Если на стадион придёт хотя бы 1% - это те самые 20 тысяч. Мы существенно улучшили качество сервиса на стадионе за первый год, и это не предел. Кстати, в плане безопасности мы сделали огромный скачок - посмотрите на количество штрафов за противоправные действия болельщиков. Их почти нет. Когда мы приняли решение не делать заграждение на фанатской трибуне, нас называли сумасшедшими. Но наши болельщики ведут себя достойно.

    Говоря о ЦСКА, мы видим и поводы для позитива. Ни в одном другом клубе сейчас нет такого количества успешно играющих воспитанников. То, что пошла такая волна – Головин, Чалов, Жамалетдинов - заслуга бывшего тренера молодежки Александра Гришина?
    - И его в том числе. Но неправильно выделять кого-то одного. Это работа системы. Здесь есть вклад и селекционеров, которые в свое время рассмотрели ребят, сотрудников академии и тренеров молодежной команды, которые дали им футбольное образование, и Леонида Слуцкого, который начал подтягивать ребят к основе, и, естетсвенно, Виктора Гончаренко, который поверил в них и стал регулярно выпускать в составе.

    - Давайте теперь подытожим по сезону. Каким местом вы будете довольны в чемпионате-2017?
    - Абсолютно довольны мы будем первой строчкой в таблице. Но нужно быть реалистами. Место, которое позволит пройти в группу Лиги чемпионов, желательно напрямую, будет успешным (за последние 5 лет ЦСКА трижды выиграл золото, и дважды – серебро. – Прим. «Чемпионата»). Уверен, ребята приложат все силы, чтобы у ЦСКА по итогам чемпионата снова был достойный результат!

    Беседовали Данила Игнатов и Денис Целых.

    Смолов: надо забить 50 голов, чтобы стать Суперменом

    Фёдор Смолов в редакции “Чемпионата” ответил на вопросы читателей и журналистов в рамках видеочата.

    Полная видеоверсия интервью с Фёдором Смоловым

    “Всерьёз рассматривал вариант с ЦСКА”

    В 2015 году превратился из героя интернет-мемов в одного из лучших футболистов страны. И это совсем не сарказм. Потому мы решили, что Смолов – отличный кандидат для почётной миссии. Фёдор стал первым футболистом, принявшим участие в онлайн-видеочате, который в прямом эфире могли увидеть все подписчики группы «Чемпионат» в «ВКонтакте». Разумеется, дело не только в самом факте, но и в искренних, ярких ответах форварда. Кстати, для начала Смолов получил приз. Тоже исключительно престижный.

    – Фёдор, поздравляем. Вы стали лучшим игроком РФПЛ в ноябре-декабре 2015 года. Это для вас первая личная награда?
    – Наверное, да. Приятно её выиграть. Спасибо партнёрам. Без них я бы не получил эту награду.

    – Наш читатель Сергей Королёв задаёт вопрос: «За последний год так резко прибавили только вы и Дзюба. С Артёмом всё понятно. А за счёт чего вы этого добились?»
    – Спасибо Александру Фёдоровичу Тарханову. Он в «Урале» позволил мне на поле делать то, что я считаю нужным,

    ни в чём не ограничивал. Плюс состоялся переход в «Краснодар», где собраны футболисты очень высокого уровня. Игра получается у всей команды, и спасибо Господу, что я являюсь её частью.

    - Сейчас, у нового поколения условия для развития в разы лучше, чем у вашего. Согласны?
    - Да, на 100 процентов. Главная наша проблема – детские школы. Нет нормальных условий для тренировок. Я в Саратове играл в кедах, травы на поле не было вообще. Пробегаешь – на тебе сразу столб пыли, даже на зубах она оставалась. Спасибо Галицкому, что сейчас в Краснодаре он создал потрясающую академию.

    Знаю, что у ребят там забирают телефоны, только на три часа вечером выдают. Внимательно следят, чтобы ничего не отвлекало от футбола.

    - А за игроками основной команды тоже следят?
    - Между прочим, да. В “Краснодаре” очень строго относятся к восстановлению. У тебя на шкафчике висит список процедур, которые ты обязан пройти. И только после этого можно уехать с базы.

    Серьёзно, иначе не выпустят. Ворота закрывают – и всё. Открывают только с разрешения доктора. Мне один раз очень нужно было срочно уехать. Я попросил Хашига, он отпустил, хотя был сильно недоволен. “Это в первый и последний раз”, - предупредил гендиректор.

    - Галицкий какое впечатление производит?
    - Очень воспитанный, добрый человек, безумно любящий клуб. Следит за всеми мелочами – у нас вот тренировки записывают на видео. Так он их смотрит в режиме live! Когда прилетает на базу, может поговорить с кем угодно на очень глубинные футбольные темы. Общими фразами не отделывается.

    Синицын рассказывал, что спорил с Галицким, как правильнее отбивать пенальти: гадать или реагировать на удар. У вас были подобные разговоры?
    - Да. Мы с Галицким дискутировали на тему роли форварда при прострелах с фланга. Сергей Николаевич считает, что в такой ситуации незабитый мяч – вина нападающего. Я говорил в формате “да, но”… “У нас взаимозаменяемость, в вершине треугольника могу оказаться не я” и так далее. Только вот переспорить Галицкого невозможно (смеётся) .

    – Осведомлённый читатель Алексей спрашивает: «Правда, что вы ходили к магу или шаману для преодоления безголевой полосы?»
    – Нет, это неправда.

    – И ещё один вопрос на эту же тему. Правда ли, что Виктория Лопырёва перезапустила вашу карьеру футболиста?
    – Я считаю, что это скорее стечение обстоятельств. Мой подъём в игре пришёлся как раз на тот момент, когда у нас закончились отношения. Тут нет каких-то причин. Просто так получилось.

    – Ваня Федоренко спрашивает: «Почему вы выбрали именно «Краснодар»?
    – Я уже говорил, что считаю «Краснодар» российской «Барселоной». Мне импонирует и игра команды, и политика клуба, и как президент относится к делу, и вообще как выстроена работа. Если все российские клубы будут к этому стремиться, то наш чемпионат станет лучше.

    – Александр Новохатский интересуется: «Как вы отреагировали на слова генерального директора ЦСКА Романа Бабаева о том, что в стане «армейцев» сидели бы в запасе?»
    – Ему виднее. Это оценочное суждение сослагательного наклонения. Никто не знает, что могло произойти. Если он так считает – пожалуйста. Я рад, что оказался в «Краснодаре».

    – Вы всерьёз рассматривали вариант с ЦСКА?
    – Да.

    – С кем-то советовались?
    – Да, с родителями и агентами. Просто не смогли договориться с ЦСКА, и я оказался в «Краснодаре». Ни о чём не жалею.

    «Приехал на сборы, бутс не оказалось»

    – Степан Захаров спрашивает: «В чём тренерская фишка Олега Кононова?»
    – Всё видно по игре. Олег Георгиевич просит нас играть на атаку. Плюс очень большой акцент сделан на комбинационный футбол.

    – Читатель Аркаим обладает какой-то информацией.
    – Инсайдерской?

    – Видимо. Вопрос из Екатеринбурга: «У вас в Краснодаре перестали пропадать бутсы?».
    – В Екатеринбурге было дело, что бутсы пропали. В Краснодаре пока всё в порядке, все при мне.

    – А что случилось в Екатеринбурге?
    – В «Урале» не было конкретного человека, который отвечает за бутсы. Их складывали в специальный ящик, который возил администратор. Мы его премировали. Я точно помню, что клал бутсы в ящик. Администратор обещал всё проконтролировать. Говорил, что ящик не откроет во время отпуска. Однако, когда я приехал на сборы, бутс не оказалось.

    – Расследование провели?
    – Ну какое расследование. Как ты потом найдёшь?

    – Это первый случай, когда у вас что-то крали?
    – Были случаи в интернате. Там у всех раз в неделю что-нибудь крали.

    – Серьёзно?
    – Да. В интернате вообще была своя фишка. Когда распускали парней какого-то года рождения, а остальным давали пару выходных, то нужно было сразу все вещи куда-то прятать. Думаю, примерно так во всех школах.

    – Ловили тех, кто воровал?
    – Одного поймали, но я его не застал. Парню сильно досталось от всей команды. После этого ему пришлось покинуть интернат.

    “Широков сказал мне: отморозок, я с машинкой поеду в аэропорт”

    – Илья Байков интересуется: «Почему вы решили кардинально изменить имидж?»
    – Я давно хотел попробовать. У парикмахера своего спрашивал. Говорит: «Нет, за один раз невозможно перекраситься». Тогда подумал: «Ну ладно, значит, не буду». А недавно познакомился с человеком, который мне сказал, что за вечер реально осуществить процедуру.

    – Вам нравится результат?
    – В целом да. Но я сейчас сбрею всё. Отцу очень не понравилось. Я пообещал ему, что на тренировках в таком виде не появлюсь.

    – Как отреагировала ваша нынешняя девушка?
    – Ей понравилось. Собственно, она мне и сказала, что за один вечер можно перекраситься.

    – Как отреагировали партнёры?
    – Мнения были полярные. Кто-то говорил, что нормально, но большинство… Если в мягкой форме, то: «Зачем ты это сделал?».

    – Кто глумился больше всех?
    – Роман Николаевич Широков. В тот день когда я выложил первую фотографию, от него сразу пришло сообщение: «Гей, отморозок, я с машинкой поеду в аэропорт».

    – Роналду сказал, что хотел бы от Месси левую ногу. А что вы хотели бы от них обоих? (Слава Байкальский)
    – От Месси левую, от Роналду - правую.

    – «Фёдор, какой трек ты слушаешь перед матчем?» – выясняет Семён Холодов.
    – Семён Холодов? Кажется, я его знаю. На самом деле, зависит от настроения: бывает, что я слушаю только рок, бывает – рэп. Нет такого, чтобы какой-то конкретный трек постоянно прокручивал. Помните, был теннисист – кажется, греческий (речь про австралийца Кирьоса. – Прим. «Чемпионата») . Он проиграл и во всём винил Дрейка, потому что слушал его песню перед матчем. Мол, трек его не настроил должным образом.

    – У вас есть какие-то ритуалы перед играми?
    – Есть.

    – Это секрет?
    – Я всегда последним выхожу из автобуса.

    – Так последним же выходит тренер?
    – Речь о том, что я выхожу последним из числа футболистов. Помню, была смешная история в «Динамо». Петреску всегда выбирался последним из автобуса, но Мисимович спрятался за сидение. Петреску глянул – вроде никого. Вышел. И только следом за ним Мисимович. Петреску разозлился: «Зачем ты? Ты же знаешь, что я последний выхожу». Он такой: «Да я шнурки завязывал, не видел просто».

    «Я собрал основной состав для Лопыревой»

    – Читатель с ником antonio64 вопрошает: «Какой тебе делали самый памятный подарок болелы «Краснодара»?
    – Больше всего мне запомнился один их баннер. Там было написано: «Зачем супермен, когда есть Смолов?»

    – Сколько мячей нужно забить, чтобы в 2016 году считаться суперменом?
    – Не знаю. Наверное, 50 штук.

    – Играете в видеоигры? (Илья Азарко)
    – Да, в хоккей на PlayStation и в Counter-Strike иногда.

    – Почему не в футбол?
    – Там всё как-то долго, ворота далеко находятся друг от друга. В хоккее площадка поменьше – больше экшена.

    – Виктория Лопырёва в футбольном менеджере выиграла Кубок России, чемпионат и еврокубок быстрее вас. Как так?
    – Я же собрал ей основной состав, поэтому она всё выиграла.

    – А какой это был футбольный менеджер?
    – 2015 года. Там, кажется, Арсен Венгер изображён на обложке.

    – За какую команду играли?
    – За «Урал». Я ведь тогда жил в Екатеринбурге.

    «Нет смысла отдавать ребёнка в футбол в 7-8 лет»

    – Александр Пугачёв спрашивает: «Подсматриваешь ли ты финты у действующих футболистов?»
    – Я редко финчу, поэтому не много этому уделяю внимания.

    – Да ладно вам, дриблинг у Смолова неплохой.
    – Иногда дриблинг происходит по наитию. Ноги сами делают финт. Я не выхожу на матч с мыслями о том, какой финт надо сделать.

    – Говорят, Бердыев жёстко пресекает, если даже на тренировке футболист играет пяткой.
    – Да, я тоже об этом слышал. В «Краснодаре» такого нет. Только между собой подсказываем друг другу, мол, проще было не финт делать, а пас отдать.

    – Михаил Мелик-Гусейнов спрашивает: «Соблюдаете ли вы режим в отпуске?»
    – Конечно.

    – От чего приходится отказываться?
    – Ни от чего. Каждый сам решает, что ему нужно. Если тебе ничего не мешает играть в футбол, то можешь делать что угодно.

    – У вас бывают проблемы с лишним весом?
    – Нет. У меня и мама, и папа худые. Конституция тела такая.

    – Бегали в отпуске?
    – Да.

    – Где?
    – В Дубае на беговой дорожке. Мы ещё каждый день играли в волейбол и футбол, в тренажёрный зал ходили.

    – С вами в отпуске была футбольная компания?
    – Да. Рома Широков, Саша Самедов, Паша Мамаев, Серый Игнашевич… В общем, все наши.

    – Наш читатель Илья Казаков спрашивает: «Если бы не футбол, то кем бы вы работали?»
    – Оо, тяжёлый вопрос. Не знаю, не могу на него ответить. Родители уделяли большое внимание моему образованию. С отцом договаривались, если в «Сатурне» у меня не пойдёт, то папа помог бы поступить в хороший вуз.

    - А чем хотели бы заниматься после окончания карьеры?
    - (Улыбается.) Хочу стать вице-президентом Prosport Management (компания, которая ведёт дела Смолова и ряда футболистов сборной России. – Прим. «Чемпионата») . Почему бы и нет? Агентская деятельность – перспективное направление.

    – Есть ли возможность пробиться в большой футбол, если начал заниматься только в 13 лет? (Радмир Аитбаев)
    – Да, конечно. Если у тебя есть талант, то не важно, когда ты начал заниматься. Я считаю, что в 7-8 лет вообще нет смысла отдавать ребёнка в футбол. В 9-10 надо начинать. А раньше дети не понимают, хочется им играть или нет. Главное, чтобы желание было у самого ребёнка, а заставлять - глупо.

    «С огромным удовольствием уеду в Европу»

    – Вопрос от болельщика ФК «Краснодар» Романа Гладких: «Месси сказал, что даже не мечтал о пяти «Золотых мячах». А о чём в детстве мечтали вы?».
    – Мечтал стать профессиональным футболистом. Слава богу, это осуществилось. А ещё всегда хотел выиграть Лигу чемпионов в составе «Милана». Эта мечта у меня с детства.

    – Нынешний «Милан» только может спасти. Там дела совсем плохи.
    – Тяжеловато, да. Хотя бы «Роме» не проиграли. Я уже думал, что Михайловича уволят.

    – А с чего вдруг вы так тяготеете к «Милану»?
    – Забавная история, на самом деле. Мне было около шести лет. Отец смотрел футбол. Я подошёл к нему и спросил: «Кто играет?». Он ответил: «Милан». Тогда у всех были только чёрные и белые бутсы. И лишь у одного Джорджа Веа – красные. Я сказал: «Вот он будет моим любимым футболистом, потому что он один в красных бутсах». С тех пор я болею за «Милан».

    – «Не хотели бы поиграть под руководством Бердыева?» – Роман Лепявкин, болельщик ФК «Ростов». Видимо, он напрашивается на комплимент в адрес клуба.
    – В этом сезоне «Ростов» удивил больше результатом, а по игре скорее «Урал» очень достойно смотрелся. Под руководством Курбана Бекиевича, честно говоря, я хотел бы поиграть. Все ребята, которые работали с ним, очень хорошо отзываются о Бердыеве именно как о специалисте. Поэтому да, было бы интересно.

    – Даже Широков хорошо отзывается?
    – Да. Он сказал, что как тренер Бердыев - очень сильный. У них там была непонятная история в «Рубине», но в целом никакого негатива не осталось.

    – Вопрос от Саши Наумова: «Какие прогнозы на чемпионат Европы во Франции?»
    – Прогнозы – дело неблагодарное, но я больше чем уверен, что сборная России достойно выступит.

    – А что будет провалом, как не отсутствие плей-офф?
    – 0 очков за 3 матча.

    – То есть 1 очко это уже не провал?
    – Что вы, настоящий успех (смеётся) .

    – Вы уже играли в «Фейеноорде». Есть желание снова попробовать себя в Европе?
    – Безусловно. Если будет возможность, я с огромным удовольствием уеду. Этим летом у меня не было вариантов за границей. Хоть я и был свободным агентом, но по большому счёту, кто там следит за «Уралом»?

    «Ди Каприо когда-нибудь получит «Оскар»

    – Многие спрашивают: «В каком европейском чемпионате ты хотел бы поиграть?»
    – На данный момент, Германия - самый привлекательный чемпионат. Мы играли с «Боруссией» – уровень команд и отношение к футболу в стране порадовало.

    – А знакомый вам голландский чемпионат?
    – Как сказал Андрей Воронин: «Единственный, кто не заиграл в Голландии, это Смолов». У меня всё равно хорошие впечатления остались. Отличная лига для молодого атакующего футболиста. Там есть все возможности для развития. Команды играют без обороны абсолютно. Для молодых атакующих футболистов голландский чемпионат очень полезен.

    – В Голландии было тяжело освоиться?
    – Да, другой менталитет. Русские сильно отличаются от европейцев. Иммобиле в интервью говорил, что немцы очень холодные люди. Даже ему, итальянцу, не хватало общения. У меня в Голландии было то же самое в 20 лет. Все приехали на тренировку, позанимались и разъехались. Вне футбола нет дружбы среди игроков.

    – Читатель Сергей Котюшкин вспоминает ваше давнее интервью. В нём вы рассуждали: «Допрыгну ли я до воды из окна своей квартиры в Роттердаме?».
    – Было такое, я жил на 11-м этаже. Но там получалось приличное расстояние – около 20 метров до воды. Мне кажется, реально было допрыгнуть.

    – Вы сказали, что в Голландии играют в безбашенный атакующий футбол. В России кто играет в такой футбол? А кто в сугубо оборонительный?
    – В оборонительный – «Ростов». Мы сыграли с ними дважды – было очень тяжело. Бердыев выстроил игру в обороне.

    – Как?
    – За счёт дисциплины. Видно, как все отходят назад в две чёткие линии – восемь человек обороняются. В каждой игре команда садится при потере мяча. А самая безбашенная… «Зенит» много времени впереди проводит, мы тоже стараемся играть в атакующий футбол. Опять же «Урал», судя по первой части сезона.

    – Будь у вас возможность поговорить с известным человеком – кого бы выбрали?
    – Наверное, Льюиса Хэмилтона, Уэйна Гретцки и Леонардо Ди Каприо.

    – Уже смотрели его новый фильм «Выживший»?
    – Нет ещё. Говорят, хорошее кино, правда?

    – У него много хорошего, но премии «Оскар» всё равно нет.
    – Получит когда-нибудь.

    – О чём спросили бы Ди Каприо?
    – Спросил бы: «Переживаешь, что не дают «Оскар»?

    – А почему Гретцки и Хэмилтон?
    – Я хотел назвать Айртона Сенну, но его нет в живых, поэтому выбрал Хэмилтона.

    – Хэмилтон красился, как вы.
    – Да, он у меня подсмотрел. А что касается Гретцки, то Уэйн - просто легенда. Набирать очки на протяжении 51 игры подряд – это суперкруто.

    “Гранат на место Шильденфельда положил топор”

    Самый странный/интересный/необычный легионер, с которым вы играли? Расскажите какую-нибудь историю (Максим Арсеневский)
    - Мисимович. Он и футболист сильный, и парень хороший. Всё время шутил, очень весёлый! Ну а историю про Петреску я уже рассказывал.

    - Над вами когда-нибудь прикалывались?
    - В “Динамо”, если кто-то видел у партнёра смешную, нелепую вещь, то специально вывешивал её в центр раздевалки. Обычно этим занимался Владимир Гранат. Так вот, однажды он повесил красные мокасины Воронина. Андрюха был недоволен: “Вы чего, молодые?! Поплыли, что ли?!”.

    Ещё помню – Рома Березовский очень много вещей с собой брал на матч. Нам нужно просто у своего шкафчика оставить самое необходимое – ну там, бутсы, щитки, всё такое. А Рома всё подряд складывал. И мы с Гранатом один раз положили ему ящик воды, вообще половину раздевалки заставили. Несчастный администатор зашёл и с ужасом спросил: “Это всё брать надо, что ли?!”.

    Когда в “Динамо” только пришёл Шильденфельд, Гранат купил топор и положил на место хорвата в раздевалке. Гордон спокойно отреагировал, посмеялся. Ну, “топором” ведь называют не очень техничных футболистов…

    Кевин Кураньи вообще машину Бори Ротенберга на центр тренировочного поля выкатил. Взял ключи и отвёз быстренько…Тогда как раз была открытая для журналистов тренировка. И вдруг прямо на газоне машина стоит (смеётся) . Силкин видит это и кричит: “Вы чего творите? Боря, что ты себе позволяешь?!”

    – «Федя, если бы тебе осталось жить один день, как бы ты его провёл?» – интересуется Телли Мешков.
    – Прыгнул бы с балкона в Роттердаме и посмотрел, долетел я до воды или нет.

    – Вы своих девушек учили играть в футбол?
    – Нет.

    – А они – вас?
    – Бывало.

    – Что говорили?
    – Комментарии из серии: ну что, ты не можешь забить? Даже я забила бы!

    – «Какими видами спорта увлекаетесь помимо футбола?» – Иван Болсуновский.
    – Хоккеем.

    – Смотрите или играете?
    – Смотрю. Я пару раз пробовал играть, но сейчас больше не практикую.

    – Вам интереснее НХЛ или КХЛ?
    – Больше НХЛ. А в КХЛ я слежу за друзьями. С Димой Кугрышевым хорошо общаюсь, плюс саратовские ребята Кутейкин и Платонов, а ещё с Ильей Ковальчуком. Смотрю результаты – кто выиграл, кто набрал очки.

    – А в НХЛ за кого болеете?
    – За «Чикаго».

    – Как вам режим позволяет смотреть матчи НХЛ, если они начинаются в 3:00 ночи?
    – В Екатеринбурге было удобно в этом плане. Там два часа разницы с Москвой. Я просыпался утром – в НХЛ как раз доигрывали. Ехал на тренировку и смотрел.

    – «Фёдор, с каким игроком топ-уровня ты хотел бы поиграть в связке?» – вопрос Саши Калинкина.
    – С Месси, конечно.

    – Так он всё забивать будет, а вам ничего не останется.
    – Да вы что, он столько пасует! Тому же Неймару. Просто беги и открывайся за спины защитников. Мяч тебе прямо в ногу прилетит.

    – А есть в России футболист, с которым хотели бы поиграть в одном клубе?
    – С Дзагоевым.

    – Почему?
    – Я играл с ним в юношеской сборной в детстве. С Аланом было очень комфортно. Он хорошо видит поле и отлично пасует.

    “Смеялся над шутками в свой адрес”

    Давайте о серьёзном: говорят, что в большинстве случаев успех состоит на 10% из таланта и на 90% из трудолюбия. Вы можете поставить эти границы для себя? (Зубов Андрей, Архангельск)
    - Трудолюбие важнее. Я знаю примеры безумно талантливых ребят, ничего не добившихся. Был у нас один парень из Екатеринбурга, в “Локомотиве” играл, по детям разрывал просто всех. Смотрелся даже сильнее Дзагоева, против “Реала” пачками соперников обводил, возил мадридцев.

    Но к футболу относился несерьёзно, вкалывать не собирался, слишком легко ему всё давалось. Вот и не добился ничего.

    Тот же Дзагоев – пример идеального симбиоза. Он и одарён очень сильно, и работает всегда на 200 процентов. Алан ещё ребёнком на каждой тренировке отдавал всего себя футболу.

    - Так у вас какое распределение таланта и трудолюбия?
    - 50 на 50.

    - Как вы изменились за тот период, что не забивали, что над вами смеялись многие болельщики?
    - Изменил своё отношение к каким-то вещам. В том числе к критике, к общественному мнению. Тогда ведь не смеялся только тот, у кого рта нет. Но произошедшее закалило меня, сделало сильнее.

    - Что помогало не обращать внимания?
    - Поначалу было невозможно не обращать внимания. Потому что писали много и всюду. Был выбор: или закрыть все социальные сети, или пережить. «Твиттер» я удалил, но, по сути, выбрал второй вариант.

    - Вы сами смеялись над какими-то шутками в собственный адрес?
    - Конечно! У меня нет проблем с самоиронией. Там реально были смешные шутки.

    - Но вы ведь понимаете, что, сменив имидж, снова скептически настроили аудиторию?
    - Я сделал то, что хотел. Но специально привлекать к себе внимание не собирался.

    Честный вопрос от Артемия Арсенькина: “Фёдор, вы прямо новый Криштиану… Сначала Лопырёва, теперь Шелия. Когда же свадьба? Или будет новая супермодель? Извините, если так прямо и резко. Уверен, не меня одного интересует данный вопрос”.
    - Свадьба пока не намечается. Как и новая супермодель. Сейчас всё устраивает.

    - Как познакомились с новой девушкой? Все уже видели, что .
    - Банально – в Интернете, через социальную сеть. Долго не могли встретиться, я был то в сборной, то в Краснодаре, а она живёт в Москве

    Федь, привет. Слушай, скажи, пожалуйста, ты где стрижёшься? Я хочу такую же причёску (ну, только волосы не буду красить). (Black Star)
    - “Где ты стрижёшься – я туда никогда не зайду?” (смеётся) . На самом деле я стригусь у одного и того же мастера с 14 лет. Я даже специально прилетаю в Москву, чтобы именно у неё сделать причёску.

    “С Капелло было как в лагере”

    – В нашу беседу врывается Александр Новохатский: «Слуцкий сильно изменил сборную?».
    – Изменил, очень. Я думаю, что во многом за счёт атмосферы, которую он привнёс в команду, и удалось добиться очень нужного результата.

    – Что за атмосфера стала при Слуцком?
    – Он общается со всеми ребятами на равных: с шутками, без строгости. Не то чтобы делай, что вздумается. Никакой вседозволенности нет, но и раскованность появилась. Не знаю, тяжело словами передать. Просто стало комфортно и уютно.

    – Раньше было неуютно?
    – Да.

    - Правда, что Фабио Капелло должен вам поход в ресторан?
    - Да. Но я сам не принимал участия в споре. Это было зимой на сборах, пари между Капелло и президентом ФНЛ Игорем Ефремовым. Фабио сказал, что за весеннюю часть чемпионата я не забью больше пяти голов. Ефремов соответственно поспорил, что забью. Если у меня порядок с результативностью, то Капелло оплачивает ужин мне, Ефремову, президенту “Урала” Иванову и любому моему спутнику/спутнице.

    Кстати, мы в Дубае сидели за большим, общим столом, где хватало футболистов. Так Саша Самедов, когда принесли счёт, как раз сказал: “Всё, зови Капелло, пусть платит!”. Дон Фабио ведь тоже в том отеле был.

    - Говорили с ним после увольнения?
    - Нет. Но он сказал мне одну важную вещь: “Работай, оставайся после тренировок и никогда себя не жалей”. Когда мне тяжело, я всегда вспоминаю эту фразу Капелло.

    - Капелло действительно очень многое запрещал футболистам?
    - Да. Было ощущение, что мы все в лагере. Не считая того, что речь шла о взрослых людях… В отеле нельзя было выходить на улицу, пользоваться определёнными лестницами, карточки делались на конкретные этажи, даже кофе запрещали заказывать в номер.

    - Почему? Это разве криминал?
    - Вот и я не знаю….Объяснений не поступало. В лобби до 10 вечера можете сидеть. Но никакого room service.

    Капелло в принципе тяжело переубедить. Советы он воспринимает как попытку поставить под сомнение его власть как главного тренера. У Капелло есть два мнения – своё и неправильное. Так что найти общий язык с ним действительно тяжело.

    “Могу перекусить в “Макдональдсе” - что такого?’

    Недавно бывший разыгрывающий НБА Стив Нэш на пару с владельцем «Финикс Санз» выкупил контрольный пакет акций испанской «Мальорки», Аксель Витсель вложился в бельгийскую авиакомпанию. Думаете ли вы сейчас об источниках дохода после окончания карьеры? (Игорь Щи)
    - Думаю. Но сейчас непростая ситуация в стране, кризис. Знакомые из высших структур советовали мне не торопиться, год в экономическом плане будет тяжёлый. Так что авантюра сомнительная.

    У меня отец занимается бизнесом. Я вкладывал деньги в коммерческую недвижимость.

    - Вы когда-нибудь плакали на поле? От обиды, от счастья? (Иван Манин)
    - В этом сезоне после матча с “Мордовией”. Я запорол в концовке убойный момент, очень переживал… Ещё в детстве моя команда выиграла турнир, но другой форвард забил два гола и обогнал меня в списке бомбардиров. Все ребята радовались, а я рыдал (смеётся) .

    - Напоминает поведение Криштиану Роналду, которому, кажется, важны только собственные успехи, а не команды.
    - Мне, кстати, абсолютно не импонирует такой стиль. Я-то ребёнком был, но когда Криштиану ругается на Арбелоа, потому что тот забил сам, а не оставил мяч ему… Странно.
    Или, обратите внимание, Криштиану особо не радуется голам партнёров. Разве что Марсело, они ведь дружат.

    - Помнится, вы “отняли” гол у Быстрова в “Анжи”.
    - Перед Володей я извинился, сразу на поле. Быстров – вспыльчивый, умеет ругаться. Но я сказал ему: “Чего я сейчас-то могу изменить? Виноват”. Володя, в своём стиле, пробурчал: “Ну я понял, понял…”.

    На днях Генрих Мхитарян признался, что в личностном плане ему очень помогла книга, которую порекомендовал ему Томас Тухель: Тимоти Голви «Внутренняя игра в теннис». Какую книгу вы сейчас читаете? (Игорь Щи)
    - Недавно купил “Братьев Карамазовых” Достоевского. Но в отпуске не хватило времени – волейбол, футбол и так далее… В целом любимое произведение – “Мастер и Маргарита”. Ещё очень люблю “Бесов”.

    - Какое блюдо из дагестанской кухни тебе больше нравится? (Хаджимурад Хидирбеков)
    - Чуду и хинкали. Чуду – это аналог чебурека в Дагестане.

    - В Москве на вокзале едите чебуреки?
    - В Саратове – постоянно ел. В детстве классика – “закинул” у вокзала чебурек или хот-дог и пошёл дальше. Но за последние лет пять в Москве не пробовал чебурек. Но в “СтарДогс” за хот-догом могу зайти. В “Макдональдсе” тоже перекусываю иногда - что такого?

    - Есть ли у вас высшее образование? Планируете ли получать, если его нет? (Алексей)
    - По документам есть (смеётся) . Но совмещать с футболом тяжело, на заочном учился. Теперь я “тренер детско-юношеской школы”.

    А вообще планирую получать образование. Думаю, в сфере менеджмента. Гостиничного (смеётся) .

    - Как должен закончиться 2016 год, чтобы вы были довольны?
    - Хочу серебро чемпионата Европы и золото чемпионата России.

    - То есть в финале сборная проиграет?
    - Я думаю, никто серебру не расстроится (смеётся) .

    27-летний нападающий Смолов в самом расцвете сил, и у него, верим, прекрасное будущее. В том числе финансовое. Контракт, по которому Фёдор получает 2,5 миллиона долларов за сезон, действует ещё два года. Сумма прописанных в нём отступных клубу (компенсация за досрочный разрыв) — 30 миллионов долларов.

    «Краснодар» — один из самых надёжных, стабильных, передовых с точки зрения устройства и динамики прогресса клубов РФПЛ. Участник розыгрыша Лиги Европы и претендент на медали чемпионата России.

    Хозяин клуба Сергей Галицкий — долгожитель списка Forbes с личным состоянием около 7 миллиардов долларов. Его авторитет в отечественном футболе подкреплён серьёзными достижениями, а репутация безупречна...

    Какие ещё нужны аргументы, чтобы игроку держаться за свою работу руками и ногами, обеспечивая максимально возможную отдачу (что Смолов, собственно говоря, и делал на протяжении двух последних лет), а клубу — за игрока?

    И тем не менее слухи о том, что , набирают силу, обретая по ходу дела все признаки достоверности.

    Муромец

    Карьера Фёдора Смолова в своём роде уникальна и удивительна. Один из талантливейших игроков своего поколения, он, подобно Илье Муромцу, до 25 лет отдыхал на печи. Дебютировав в составе московского «Динамо» в семнадцатилетнем возрасте, за последующие 8 лет Смолов поменял 4 клуба и забил за это время дай бог два десятка мячей в официальных матчах.

    Игрок «Динамо» Фёдор Смолов во время матча 6 тура чемпионата России по футболу между командами «Москва» и «Динамо». 2008 г. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

    А в 2015, когда многие уже поставили на нём крест, перешёл в качестве свободного агента (то есть бесплатно) в «Краснодар» и наконец расцвёл. Только в чемпионате России Фёдор отличился 38 раз!

    «Краснодар» на этом отрезке укрепился в когорте лидеров российского футбола, дважды подряд финишировав на 4 месте в чемпионате страны и добравшись до 1/8 финала Лиги Европы. Но ближе к концу прошлого сезона — в целом для южан достаточно успешного — пришло устойчивое ощущение, что клуб в своём развитии упёрся в потолок. Чтобы выйти на новый виток прогресса, ему нужны новые вызовы.

    Нормальная рабочая ситуация, для решения которой просто требуется время.

    Мотивы

    У Смолова этого времени нет. Смолов сейчас в полном порядке, но ему уже 27: впереди 5-6 лет активной карьеры, едва ли больше, и, чтобы оставить в футболе след, действовать нужно уже сейчас. «Действовать» в переводе с футбольного на русский означает ярко презентовать себя на самом высоком уровне.

    Через год такой шанс у Фёдора, скорее всего, будет (на уровне национальных сборных), но всё, чем предстоит заниматься до чемпионата мира-2018, ему уже неинтересно. Было, состоялось, пройдено.

    Смолову, как и его «Краснодару», нужен новый вызов: борьба за чемпионское золото и участие в Лиге чемпионов. В России или в Европе — вопрос вторичный.

    К этой теме примыкает, вероятно, тема условий личного контракта. По этому принципиальному показателю Смолов находится в конце второго десятка среди всех футболистов РФПЛ.

    Самые высокооплачиваемые футболисты РФПЛ (данные портала Sports.ru на начало 2017 года):

    1. Хави Гарсия («Зенит») — 4,5 миллиона евро

    2. Ведран Чорлука («Локомотив») — 4,5

    3. Бранислав Иванович («Зенит») — 4,1

    4. Алекс Сонг («Рубин») — 4

    5. Янн Мвила («Рубин») — 4

    6. Игорь Денисов («Локомотив») — 4

    7. Куинси Промес («Спартак») — 3,8

    8. Мануэл Фернандеш («Локомотив») — 3,8

    9. Артём Дзюба («Зенит») — 3,6

    10. Луис Адриано («Спартак») — 3,5

    17-21. Фёдор Смолов («Краснодар») — 2,5

    Сергей Галицкий — рачительный хозяин, в «гонках футбольных вооружений» он никогда не участвует. Иными словами, на улучшение контракта Смолову в «Краснодаре» рассчитывать не приходится. При этом в России есть клубы, готовые снять назревшую проблему. Было бы желание.

    «Спартак»

    Список взаимных симпатий, если не принимать в расчёт разного рода подводные течения и скрытые интриги, возглавляет, несомненно, чемпион России «Спартак». Причин тому несколько.

    Позиция центрфорварда, на которой выступает Смолов, — одна из кадровых проблем «Спартака», требующих решения. Зе Луиш , Луис Адриано , Лоренсо Мельгарехо — ни один из «чистых» спартаковских нападающих в прошлом сезоне, что называется, не убедил (2, 5 и 2 гола соответственно). При этом усиление конкуренции под Лигу чемпионов — условие абсолютно необходимое. В свою очередь, гарантированные регламентом 6 матчей группового турнира Лиги — тот минимум, который манит Смолова именно в «Спартак».

    Улучшить смоловский контракт хозяин «Спартака» Леонид Федун , безусловно, в состоянии: раз уж Луиса Адриано на 3,5 миллиона позвали, то на порядок более эффективный Смолов стоит никак не меньше.

    С другой стороны, «Спартак», насколько известно, предметных контактов с «Краснодаром» по Смолову пока не имел: платить 30 миллионов отступных он вроде бы не готов, а Галицкий, в свою очередь, не готов работать на усиление конкурента. Тем более что со «Спартаком» у него отношения, скажем так, не самые идеальные.

    Но бизнес есть бизнес, а работа на трансферном рынке — наука тонкая, деликатная: ни сам факт переговоров, ни тем более их детали никогда не афишируются. До закрытия трансферного окна времени ещё достаточно (работа на рынке прекращается 31 августа, 1 сентября в УЕФА должны быть отправлены заявки на Лигу чемпионов), и произойти может что угодно. От очевидного до невероятного.

    «Зенит»

    Бронзовый призёр прошлого сезона, «Зенит», максимально активен на рынке, а денег у него, как обычно, невпроворот (даже с учётом финансового fair play). Питер в состоянии оплатить издержки по контракту Смолова и предложить лучшему российскому форварду более чем достойные личные условия. Уж точно не хуже, чем у Артёма Дзюбы (3,6 миллиона евро) и Александра Кокорина (3,3).

    При этом «Зенит» с «Краснодаром» по Смолову действительно разговаривал (с Питером у футбольного Краснодара никаких противоречий), что подтверждают сразу несколько независимых источников. Хотя сами клубы факт общения яростно опровергают.

    Но питерский вариант дважды заминусован логикой жизни.

    Во-первых, группа атаки «Зенита» и без того перегружена: к Дзюбе с Кокориным летом добавились Дмитрий Полоз и молодой аргентинец Себастьян Дриусси . Если в планах значится ещё и Смолов, с кем-то из квартета придётся расставаться. По кулуарам бродят слухи о вероятном обмене по формуле «Смолов = Кокорин + 16 миллионов», и этот вариант видится внешне вполне логичным. И тут как тут очередное «но»: так ли интересен «Краснодару» форвард Кокорин с тяжеленным контрактом и подпорченным имиджем, забивающий в час по чайной ложке?

    Во-вторых, «Зенит» — участник всего лишь Лиги Европы, а это для Смолова хоженый маршрут.

    Заграница

    Идеальным для Смолова вариантом был бы переход в один из приличных европейских клубов. До недавнего времени на Фёдора претендовала дортмундская «Боруссия»: зимой трансфер был уже, что называется, на мази, но всё-таки сорвался. Причины, как водится, не разглашаются.

    «Я очень долго ждал перехода в „Боруссию“, всё трансферное окно шли переговоры, — рассказывал Смолов в интервью «Чемпионат.com». — Сильно расстроился, когда не получилось. А потом были китайцы, которым тяжело отказать. Они предлагали больше 10 миллионов евро в год, плюс было официальное предложение „Краснодару“. И они, скорее всего, договорились бы, так как в моём контракте прописана сумма отступных. Но я понимал, что, если соглашусь и пойду на этот шаг, вероятность в будущем попасть в Европу сводится практически к нулю».

    Пока внятного интереса из Европы к Смолову нет, чему поспособствовало и неудачное выступление сборной России на Кубке конфедераций. Поговаривают о вариантах в Турции, но коль скоро Смолов от бешеных денег в Китае отказался, то про Турцию и говорить смешно. Даже если зовут его в популярнейший «Фенербахче» с большим другом России Диком Адвокатом во главе.

    Травма

    В контрольном матче «Краснодар» — ЦСКА (1:1), который состоялся 9 июля, Смолов получил травму: растяжение задней поверхности бедра. Это означает, что старт сезона форвард пропустит: лечение займёт около трёх недель, а первый матч «Краснодара» в новом чемпионате РФПЛ назначен уже на 16 июля.

    Но самое интересное вот что. Из окружения Смолова сразу после матча пришла информация о том, что медицинский штаб «Краснодара» отказался проводить углублённое обследование, сославшись на организационные проблемы. Клуб эту «бомбу» холодно проигнорировал, а Смолов подтвердил в соцсетях, ретвитнув ссылку на публикацию в сопровождении грустного эмодзи.

    История более чем странная, заставляющая предположить, что во взаимоотношениях игрока и клуба точно наступили не лучшие времена...

    Роман Бабаев: «Смолов был готов даже на понижение зарплаты ради перехода в ЦСКА»

    Генеральный директор московского ЦСКА Роман Бабаев рассказал о ситуации с трансферными делами армейцев, отметив, что следующим летом из команды может уйти полузащитник Александр Головин.

    – Мог ли ЦСКА кого-то купить этим летом?

    – Из собственных средств, скорее всего, нет. Рассматривали варианты с арендой или подписанием свободного агента. Брать футболистов для количества мы с тренерским штабом и акционерами посчитали бессмысленным. ЦСКА нужны качественные игроки, хотя бы сопоставимые с теми, кто уже есть в команде. Таких бесплатных вариантов найти не удалось, – сказал Бабаев. – Но катастрофы в этом не вижу. С оговоркой по нападающему, состав у нас укомплектованный и боеспособный. Это доказывают и результаты прошлых сезонов – три золота и два серебра. Мы ведь не только в это трансферное окно никого не приобрели. Здорово, когда есть возможность обновлять состав и брать классных футболистов из Латинской Америки и Европы, но, когда её нет, это не означает, что команда не способна бороться.

    – Самый крутой актив ЦСКА – Марио Фернандес . Почему он до сих пор в команде?

    – Если вы замечали, ребята всегда уходят из ЦСКА с очень большой неохотой. Даже Муса сомневался, когда поступило предложение от «Лестера». Не скажу, что он думал долго, но вариант остаться Ахмед рассматривал. Ребята привыкают и к хорошей, можно сказать, семейной атмосфере, и к успехам. В случае с Марио – такая же ситуация, ему здесь комфортно. Но это не значит, что Фернандес точно останется в ЦСКА до конца карьеры. К тому же, к нам пока ни разу не подходил его агент со словами: «Есть предложение, футболист хочет уйти».

    – А что по Головину? Главный тренер «Спартака» Массимо Каррера недавно сказал: «Удивлен тем, что Головин до сих пор играет в России».

    – По нему предложения были. Из Англии, в том числе один топ-клуб. Но мы вместе с Сашей посчитали, что это преждевременно. Кроме этого, предложенные условия, на наш взгляд, были существенно ниже рыночных. По-моему, сам Саша согласился и воспринял всё адекватно. Саша находится в самом начале своей карьеры, и если он продолжит играть так, как сейчас, то предложения ещё поступят. Даже пример Мусы показателен – не всегда тех качеств, позволяющих тебе быть топ-игроком в России, хватает, чтобы выходить в АПЛ со скамейки. Есть риск оказаться в глухом запасе.

    – Сколько Головину нужно времени, чтобы созреть?

    – Как минимум, до конца сезона. Мы сыграем ещё не менее пяти матчей Лиги чемпионов, и надеюсь, что будем бороться за призовые места РФПЛ. Каждый матч для Саши очень ценен и даёт ему необходимый опыт для возможного переезда в Европу, где каждая игра – как в Лиге чемпионов. Так что допускаю, что переход может случиться уже летом следующего года.

    – Сколько ЦСКА готов потратить на трансфер? Максимум?

    – При нынешних условиях – нисколько. В перспективе наш психологический потолок – 10-11 миллионов евро, что и является нашим рекордом.

    – В ЦСКА не жалеют, что два года назад отказались от покупки Смолова ? Сейчас он прилично вырос в цене. И тоже был бы чудесным активом.

    – Во-первых, он тогда тоже стоил немало. Во-вторых, в тот момент мы вели переговоры по аренде Думбия, а это тоже затраты. Понятно, что мы ничего не платили, но «Рома» уменьшила сумму, которую должна была нам заплатить. Поэтому стоял выбор: Смолов или Думбия. Думаю, ни один специалист тогда не выбрал бы Фёдора. Хотя мы понимали, что Смолов – очень хороший футболист, у которого в тот момент просто был сложный период. Но мы сделали выбор в пользу бомбардира, который только-только нас покинул.

    – Этим летом вы могли взять Смолова в аренду?

    – Мы не стеснялись рассматривать любые варианты. И этот в том числе. Причем были хорошие шансы подписать Смолова на полгода, до зимы. Фёдор был готов даже на понижение зарплаты ради перехода в ЦСКА.

    – Но?

    – «Краснодар» не был готов отпустить его. При этом я не могу сказать ни слова упрёка в адрес руководства этого клуба, которое ответило нам отказом. Собственно, в первом же матче после этого решения Смолов сделал дубль в ворота «Динамо» и показал, что он большой профессионал.


    Этот матч, разумеется, один из интереснейших в туре. Еще я бы выделил матч в Питере между Зенитом и Ростовым, он начнется чуть позже.

    Матч в Хабаровске, между СКА и московским Спартаком закончился сегодня вничью.

    После 4 поражений подряд, явно шатается кресло под главным тренером Ахмата - Кононовым. С другой стороны - если Ахмат сегодня прервет "черную" полосу - кредит доверия к тренеру может быть, частично, восстановлен.

    Защита и вратарь армейцев - как всегда, в порядке. Дзагоев в очень хорошей форме, забил просто супергол Янг Бойзу...

    Да и главный тренер ЦСКА мне нравится гораздо больше Слуцкого. Этот ЦСКА явно слабее по составу, но, играет намного смелее. Трусливая тактика Слуцкого, лично меня, всегда отталкивала. Не забывайте, что это - при Думбие и Муссе, я уже не вспоминаю Вагнера Лава... А у Гончаренко - наконечник... Чалов... Я надеюсь, что Федор Смолов, если перейдет, то в ЦСКА, а не в Зенит... Хотя, понимаю, что возможности Зенита, если он захочет Смолова в пару к Кокорину, намного выше. Да и вряд ли Манчини будет нарушать новую связку Кокорин - Дриуси.

    Конечно, ЦСКА фаворит, но, Ахмат крепкий клуб и посмотрим... Допускаю, что игроки Ахмата сегодня будут под нервным прессом, учитывая, какое пристальное внимание сейчас на них со стороны руководства республики, и Рамзана Кадырова в частности.

    Кстати, Кадыров, как и все любящие боевые единоборства, и я в том числе:-), смотрели распиаренный поединок Мэйвезер – МакГрегор. И вот его комментарий!

    «Флойд Мэйвезер-младший досрочно побеждает на ринге Лас-Вегаса! Он записывает в свой актив пятидесятую победу! Конор МакГрегор повержен. Мэйвезер наглядно продемонстрировал, что настоящий мастер способен играючи, артистично одолеть соперника, способен превратить поединок в красочное представление, растянув его ради зрителя на множество раундов, хотя мог бы и завершить в самом начале. Конечно, трудно назвать поединок спортом в чистом виде".

    Ну, а теперь футбол! :-) Пусть победит сильнейший.